АЗЕРБАЙДЖАНАРМЕНИЯ

Суверенное право проживания на освобожденных территориях принадлежит беженцам из Азербайджанской ССР

Почти все примеры пропагандистской риторики азербайджанской стороны неизменно начинаются с обвинений в захвате исконных азербайджанских территорий и насильственном выселении более миллиона человек с мест их проживания. Как и все их обвинения, эти утверждения нуждаются в комментариях и опровержении. Прежде всего следует отметить, что при создании Азербайджанской Республики Карабах не входил в ее состав и был введен в нее произвольным решением Кавказского Политбюро в качестве административной единицы с определением, что это решение обусловлено необходимостью обеспечения рабочей силой промышленных предприятий в Баку и нефтяных приисков Апшерона.

Эта рабочая сила заложила основы индустрии Азербайджана и обеспечила развитие промышленности и процветание республики вплоть до Великой Отечественной Войны. Далее, при всей обоснованности оценки числа беженцев и перемещенных лиц, азербайджанская сторона «забывает» указать, что примерно 800 000 человек из их числа являются армянскими беженцами, насильственно депортированными и покинувшими Азербайджан после геноцидных событий 1987 – 1992 годов, ставших известными всему миру как взявшие свое начало с Сумгаитских и Бакинских погромов. Конечно, инициаторы этих событий планировали провести этническую чистку армян и других этнических групп населения по всему Азербайджану, включая НКАО, но карабахские армяне и бежавшие туда беженцы сумели защититься и отстоять свое право на жизнь. Следуем отметить, что как утверждает оказавшаяся в США беженка Анна Теркут, этот миллион человек воспринимаются там, как «азербайджанские беженцы» в соответствии с усилиями азербайджанской пропаганды и никак иначе. Присвоив название «Карабахский конфликт» этой этнической чистке, заинтересованные силы хотят представить его лишенным правовой основы и вызванным желанием армянских сепаратистов подорвать суверенитет Азербайджана.

Вместе с тем исходя из отсутствия механизма привлечения Турции к ответственности за геноцид и лишив граждан Азербайджана армянского происхождения гражданства, власти Азербайджана рассчитывают путем переговоров вернуть освобожденные армянами территории без признания независимого статуса Нагорно-Карабахской республики, как необходимое условие продолжения политики создания «Великого Турана». Беженцы же из Азербайджанской ССР полагают, что поскольку возвращение в места своего проживания до 1987 года невозможно в силу этнических особенностей титульного населения Азербайджана, суверенное право проживания на освобожденных территориях принадлежит им. Вплоть до настоящего времени, также как и сейчас, беженцы как армянской, так и иной национальности, не имели возможности отстаивать свое право проживания на указанных территориях. Все обращения беженцев в МИД и другие ведомства Республики Армения по вопросу о неприемлемости Мадридских принципов и необходимости учета фактора армянских беженцев в переговорном процессе этими структурами игнорировались. Показательно, что подобная дискриминация в отношении армянских беженцев в сравнении с «азербайджанскими» проявляется и соответствующими службами ООН, а сопредседатели ОБСЕ при посещении Баку регулярно встречаются с руководителями «азербайджанских беженцев» и игнорируют армянских беженцев при посещении Еревана, несмотря на неоднократные призывы к соблюдению паритета.

Повидимому, деятельность всех этих структур находятся под жестким контролем одних и тех же заинтересованных сил. Было бы целесообразно выработать такой механизм сотрудничества беженцев с государственными органами Республики Арцах, который давал бы возможность учета прав и интересов армянских беженцев при выработке решений по «Карабахскому Вопросу» в переговорном процессе совместно с международными структурами.

«Мартин Тер-Исраелян
Председатель Союза армян из Азербайджанской ССР»>