АНАЛИТИКАПОЛИТИКАРОССИЯ

Путин и Эрдоган сверили часы по Кавказу — эксперт

28 июля 2020. Инфотека24. Российский политический эксперт по Кавказу Сергей Маркедонов прокомментировал роль России и Турции в недавней эскалации на границе Армении и Азербайджана, а также важность отношений Москвы и Анкары для всего региона.

Полный текст Маркедонова приводим ниже:

«Президенты России и Турции обсудили положение дел в Кавказском регионе. 27 июля у них состоялся телефонный разговор, одной из тем которого было обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе. Эта эскалация стала самой масштабной после т.н. «четырехдневной войны», случившейся в апреле 2016 года. Но если тогдашнее обострение имело место вдоль «линии соприкосновения» в Нагорном Карабахе, то четыре года спустя эпицентр конфликта переместился на межгосударственную границу (это 300 км от нагорно-карабахского направления).

Остроты ситуации добавляют два фактора. Первый — это членство Армении в ОДКБ и союзничество с Россией, второй — стратегическая кооперация Баку и Анкары. 18 июля глава российского минобороны Сергей Шойгу проинформировал своего коллегу, министра обороны Азербайджана, Закира Гасанова о проверке боевой готовности российских войск. Уже через 9 дней 5 тысяч военнослужащих Южного военного округа России начали двусторонние тактические учения, затрагивающие и Северный Кавказ, и Закавказье. В этот же день было объявлено о совместных турецко-азербайджанских учениях с боевой стрельбой, которые продлятся с 29 июля по 10 августа. В этой обстановке крайне важно купировать риски и возможности для расширения конфликта. Думается, вся совокупность приведенных выше обстоятельств заставила Путина и Эрдогана сверить часы.

Российско-турецкие отношения – один из наиболее интересных кейсов в мире после завершения «холодной войны». С одной стороны, два государства, имеющие, мягко говоря, неоднозначное прошлое, достигли высокого уровня партнерства, которое официальные представители Москвы и Анкары не раз называли стратегическим. И Турция, и Россия не приемлют американской гегемонии, их лидеры стремятся продемонстрировать всем свои суверенные права как во внутриполитической деятельности, так и на международной арене. Но, с другой стороны, по широкому спектру вопросов – от Карабаха и до Ливии, от Крыма и до Сирии – у них разные взгляды. И порой эти разночтения приводили к острым кризисам. Так, достаточно вспомнить историю «горячей осени» 2015 года. Многие комментаторы связывали эскалацию конфликта в Карабахе в апреле 2016 года именно с резким охлаждением российско-турецких отношений. Впрочем, и Анкара, и Москва проявили гибкость и умение соглашаться на несогласие. Вероятно, пришло время обсудить еще один актуальный кейс в рамках модели «соревновательного партнерства».

В настоящее время самое важное вернуть Баку и Ереван к переговорам. Ждать, что после такого возвращения наступит прорыв, не представляется возможным. Достижение всеобъемлющего мира сейчас не является приоритетом, слишком различаются позиции конфликтующих сторон. Но крайне важно хотя бы на символическом уровне не усугублять военную эскалацию и продемонстрировать готовность к продолжению мирного процесса со всеми его возможными изъянами. И в этом плане демонстрацию готовности двух евразийских гигантов к взаимодействию нельзя недооценивать».