АРМЕНИЯКУЛЬТУРА

Чем занят Католикос всех армян, в то время, когда христианский мир отстаивает собор Святой Софии?

6 июля 2020. Инфотека24.  В то время, как весь христианский мир встал на защиту одного из древнейших христианских храмов — константинопольского Собора святой Софии, предстоятель Армянской Апостольской Церкви Гарегин II, казалось бы, остался в стороне.

За сохранение статуса музея для собора Святой Софии выступили такие деятели, как госсекретарь США Майк Помпео, призвавший Турцию не превращать христианский памятник в мечеть и оставить его доступным для посещения всеми людьми.

Подверг критике инициативу турецких властей превратить византийский собор Святой Софии из музея в мечеть и Греческий Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Патриарх отметил, что собор Святой Софии принадлежит всему человечеству, и «турецкий народ» отвечает за подчеркивание универсальности памятника, предупредив о том, что превращение собора Святой Софии в мечеть вызовет антиисламские настроения среди миллионов христиан по всему миру.

Несмотря на свою перманентно соглашательскую и лояльную к турецким властям позицию, не мог не вступиться за собор Армянский Патриарх Константинопольский Саак Машалян. Правда, сделал он в свойственной патриархату манере: он поддержал идею восстановления статуса собора Святой Софии как места поклонения, однако как для мусульманской, так и для христианской молитвы.

Если в случае с Машаляном все предельно ясно, и нужно учитывать специфику страны и ее режима, в которой осуществляет свою деятельность патриарх, и оказываемое на него давление, то в случае с Гаргином Б нет никакого оправдания его молчанию. Списать на то, что собор является наследием Халкедонитского православия, а не ААЦ, не получится, поскольку задача Турции – уничтожить любое христианское присутствие на своей территории, независимо от конфессиальной принадлежности.

При этом, Католикос не забывает активно вмешиваться во внутриполитические процессы в Армении. Напомним, что недавно Гарегин Б встал на защиту обвиняемого в нарушении конституционного строя второго президента Армении Роберта Кочаряна, находящегося на тот момент под арестом.

Складывается впечатление, что в погрязший в мирском – бизнесе, скандалах, политике, клановых склоках, Католикос, призванный быть защитником и радетелем христианства, забыл о своем метафизическом предназначении.