КУЛЬТУРАОБЩЕСТВО

Российский военный в Грозном застрелил азербайджанца и был удостоен звания Героя

17 мая 2020. Инфотека24. Сложно было найти героев будущей книги и добиться, чтобы человек рассказал о себе, вспомнил, через что ему пришлось пройти. Для многих до сих пор это незаживающая душевная рана, — рассказала Елена Марцинишина, экскурсовод Невельского историко-краеведческого музея.

— Переживала каждую услышанную историю, пропускала все через себя. Плакала вместе с ветераном Афганистана Борисом Фаруковым… Потом собралась с духом и научилась сдерживать эмоции, иначе просто не смогла бы взять почти полсотни интервью. Мы не имеем права допускать ошибки, поэтому постоянно сверяли услышанное от наших героев с историческими источниками и картами. Зато после напряженной совместной работы с людьми чувствуешь себя родным, как будто твоя семья увеличилась сразу на несколько десятков человек.

Несколько отрывков из будущей книги: когда трос — оружие. Юрий Гришин во время боевых действий на острове Даманский служил наводчиком в артиллерии. Вычислял цель и сообщал координаты для стрельбы. Кстати, реактивные установки «Град» впервые применили в бою именно там, на Даманском, что и решило исход боевых действий в пользу СССР.

Но использовались и другие, более гуманные, методы. Из воспоминаний Юрия Гришина: «Между двумя БТРами натягивали длинный трос. Боевые машины продвигались вперед и буквально выталкивали толпу нарушителей границы с острова. А еще посылали крепких ребят-боксеров, которые выгоняли китайцев с нашей земли».

Воспоминания об Афгане: Борис Фаруков лейтенантом прошел через войну в Афганистане. Душманы даже объявили награду за его голову после того, как он захватил бандитский караван с самым современным на тот момент оружием. Звание старшего лейтенанта и орден Красной Звезды Фаруков получил значительно позже, уже вернувшись из «горячей точки» домой.

В памяти ветерана живут воспоминания о том, как у него на руках умер майор, раненный осколком в шею. Он погиб вдали от жены, которую очень любил. Помнит Борис Фаруков и молодого солдата, буквально прошитого автоматной очередью. До последних минут он звал маму и беспокоился о том, что она останется одна…

И на войне собака — друг человека: «афганец» Рафит Гайнетдинов служил в разведке, несколько раз был ранен. Брал штурмом опорные пункты, захватывал бандитские караваны с оружием, охранял мосты.

Одним из самых ярких воспоминаний о войне для ветерана стала дружба с… афганской дворнягой, которую солдаты прозвали Шариком. Их дружба продолжалась полтора года — до самой демобилизации Рафита Рашитовича из армии.

Был случай, когда Шарик спас солдатам жизнь. Поздним вечером разведрота отдыхала в палатках. Вдруг пес своим лаем поднял тревогу. Выскочившие бойцы заметили за рекой приближающихся моджахедов и открыли по ним огонь. Беспорядочно отстреливаясь, оставшиеся в живых исчезли в темноте…

Погиб каждый четвертый. Рота Алексея Ильина потеряла в Чечне только в одном бою с отрядом Хаттаба и Басаева каждого четвертого человека, другая рота тогда же погибла полностью.

— Однажды на рынке Грозного встретил наемника из Азербайджана, — вспоминал Ильин. – В разговоре он сказал мне, что давил нас и будет давить. Я не выдержал, схватил свой ТТ и застрелил его прямо в голову. Сначала меня арестовали, а при расследовании выяснилось, что это был полевой командир группы, задачей которой был захват наших ребят в плен. Меня оправдали и объявили героем.

Из книги «Пока мы помним, мы живем». Инициаторы проекта общественная организация «Невельская федерация тхэквондо» и Невельский историко-краеведческий музей (Сахалинская область).

Источник: «Вокруг Москвы»