ПОЛИТИКА

Воображаемый «миротворец» Ближнего Востока и Северной Африки

14 мая 2020. Инфотека24. По заявлению Бусейна Шаабанасоветника президента Сирии Башара Асада , турецкая сторона, не выполнив требования совместного документа по урегулированию ситуации в Сирии (согласованы 5 марта 2020 года в Москве во время встречи президентов России и Турции), продолжает нарушать режим прекращения огня. 

После московской встречи президент Турции Реджеп Тайип  Эрдоган пригрозил возобновить в одностороннем порядке операцию в сирийском Идлибе, если данные Россией во время переговоров в Москве обязательства о прекращении огня в Идлибе не будут сдержаны. «Мы оставляем за собой право самостоятельно и собственными методами очистить эти территории», — сказал Эрдоган, выступая в Стамбуле.

Турция категорически отказывается признавать официальный Дамаск в качестве легитимного руководства страны и не ведет с руководством Сирии прямого диалога, настаивая на том, что «Асад должен уйти». Нынешние отношение между Россией и Турцией нельзя называть дружескими.

Турки, декларирующие себя эталоном притворять в жизнь достигнутые с Россией соглашения, исходя из политической конъюнктуры и интересов, постоянно избегают их выполнять. После московских соглашений в провинцию Идлиб вошли еще несколько колонн турецких войск. Сирийские источники сообщили, что с половины марта 2020 года турки перебрасывали к Мухамбалю (небольшой город на северо-западе Сирии, расположенный на территории провинции Идлиб) подкрепления. Туда же стекались боевики как из «Хайят Тахрир аш-Шам» (коалиция группировок, возглавляемая боевиками группировки «Джебхат ан-Нусра», создана в феврале 2017 года в качестве ответа на установление режима прекращения огня в Сирии), так и из протурецкой «Джебхат Ватания ат-Тахрир»  (альянс сирийских антиправительственных группировок). 

С другой стороны, Турция в Ливии открытым текстом способствует режиму Фаиза Сараджа, таким образом содействуя ослаблению влияния Халифа Белкасима, политику которого поддерживает официальная Москва.

Для ведения боевых действий против Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием маршала Халифы Хафтара, турецкие власти с начала этого года завербовали около 11 тысяч наёмников, преимущественно из Сирии. Еще около 8000 протурецких боевиков, ранее воевавших на сирийском фронте, уже переброшены в североафриканскую страну. Они пополнили ряды формирований, лояльных Правительству национального согласия (ПНС) во главе с Фаизом Сараджем.

По словам президента Турции, Россия руководит войной в Ливии «на самом высоком уровне» и на это у него якобы есть доказательства: в Ливии присутствует частная военная компания (ЧВК) Вагнера (неофициальное вооружённое формирование, часто называемое в средствах массовой информации российской частной военной компанией). По утверждению Эрдогана, в его распоряжении имеется фотография, на которой запечатлены глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, глава Генштаба ВС Валерий Герасимов, командующий «Ливийской национальной армией» генерал Халифа Хафтар, а также руководитель (ЧВК) Вагнера. Тем временем в МИД РФ официально отвергли слова турецкого лидера об «управлении конфликтом». 

Действиями Эрдогана руководит страх — страх быть неправым. Все события оцениваются с позиции жертвы, политического деятеля, который что-то постоянно пытается доказать: свой статус, самостоятельные действия. Обвиняя Россию в неудачах турецкой внешней дипломатии на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Эрдоган все глубже самостоятельно, планомерно и неминуемо закапывает себя в болото. 

   Общая логика действий турецкой стороны предельно ясна и сводится к следующему: «Наша политика была и остается антироссийской».