ОБЩЕСТВО

Вклад армян в культурную жизнь Баку

20 апреля 2020. Инфотека24. 7 февраля 2020. Инфотека24. Представляем фрагмент статьи под авторством Лусине Погосян “Вклад армян в культурную жизнь Баку”, опубликованной на сайте “Арменпресс”.

Армяне поселились на Апшеронском полуострове с раннего средневековья. В средние века Баку был крепостью, расположенной на юге Апшерона, которая постепенно превратилась в деревню, а затем в город. Уже во второй половине 19 века Баку стал промышленным и торговым центром. В 1859 г. город был провозглашен центром вновь образованной Бакинской губернии, после чего началось масштабное строительство.

В конце 19-го и начале 20-го вв в Баку быстро развивались нефтяная промышленность, морская торговля и различные предприятия. Наряду с экономическим развитием в городе начала усиливаться культурная жизнь, в которой армянская община в Баку также играла важную роль.

Вклад армянских архитекторов в развитие города Баку в конце 19-го и начале 20-го вв

Армянская община в Баку внесла большой вклад не только в экономику города, но и в культурную жизнь и развитие города. В течение 1885-1915 годов 115 армянских юношей, прошедших обучение в Императорском институте строительства в Санкт-Петербурге, восполняют пробел инженерных кадров, созданных в Закавказье, оказавшись вовлеченными в различных сферах градостроительства. Поселившись в Баку с высокими экономическими перспективами, армяне указанного института участвуют в многочисленных проектах. Самые выдающиеся молодые армянские архитекторы, работающие в Баку, это Николай (Никогайос) Баев, Вардан Саргсян, Ованнес Тер-Ованнисянц.

Большое количество жилых и общественных зданий построены армянскими архитекторами. Из вышеупомянутой молодежи Баев в 1911-1918 был главным архитектором Баку. С его уникальным архитектурным стилем это особенно поразительно. Здание Театра имени Маилова, спроектированное Баевым, в нем в настоящее время работает Государственный академический театр оперы и балета Азербайджана. Интересным инженерным сооружением является также спроектированное им здание железнодорожного вокзала Сабунчи. По проекту Н.Баева также создан армянский район Баку Айкаван (Эрменикенд).

Армянские архитекторы не только создали интересные архитектурные решения, используя свой потенциал, но и вложили свой опыт в обучение разных поколений архитекторов Азербайджанской ССР. Итак, В. Саргсян не только занимался проектированием и строительством жилых зданий в нефтяных поселках, но и обучал новые поколения архитектуре, преподавая в Бакинском политехническом университете.

Правда, на армянских архитекторов того времени большое влияние оказали широко распространенные и развитые инженерные стили в России, но они также создавали здания, с учетом армянских исторических архитектурных традиций, культурных памятников и пр..В 1900г. Габриэль Тер-Микелян спроектировал свою первую работу в Баку – двухэтажный жилой дом на ул. Юзбашяна полностью в армянском стиле.

Это всего лишь примеры, иллюстрирующие вклад армян в проектирование архитектурного облика Баку. Церкви занимают важное место среди армянских архитектурных проектов в Баку.

Армянские церкви в Баку

В жизни армянских общин за пределами Армении церковь играет не только религиозную, но и общенациональную роль, и, как правило, апостольские церкви действуют практически во всех армянских общинах.

До советской власти в Баку было пять армянских церквей, которые на протяжении многих лет становились объектами вандализма со стороны татар, а затем азербайджанцев. После советизации азербайджанские власти замаскировали свои антиармянские действия под антирелигиозной политикой властей СССР, полностью или частично уничтожая армянские церкви под разными предлогами. На состояние 1989г. в Баку остаювались только две армянские церкви – св. Аствацацин и св. Григорий Просветитель. Сейчас здание церкви св. Григория Просветителя без креста превратилось в книжный склад.

Армянскими церквями в Баку не начинается и не заканчивается список уничтоженных армянских культурных памятников. Наряду с актами физического истребления армян в Азербайджане и насильственной депортации армян, каждый памятник, напоминающий армянскую идентичность, был также разрушен в разные годы.

Таким образом, независимо от формы правления, главы правительства, принятой идеологии, Азербайджан всегда использовал все ресурсы для уничтожения или присвоения каких-либо следов армянской идентичности. Политика уничтожения памятников – культурный геноцид, проводимый на государственном уровне Азербайджана, осталась невыполненной только в Арцахе благодаря Освободительной войне.