Top.Mail.Ru
Кто станет мишенью для азербайджанских ИГИЛовцев - Армения, Грузия или Иран? | Инфотека 24

Кто станет мишенью для азербайджанских ИГИЛовцев – Армения, Грузия или Иран?

5 марта 2020. Инфотека24. Появление ячейки ИГИЛ в Азербайджане летом 2019 года взбудоражило все соседние страны. Религиозная политика Азербайджана вызывает массу вопросов, т.к. власти жонглируют религиозным фактором в политических целях, и в погоне за достижением этих целей готовы заигрывать даже с радикальными исламистами и террористами. Кто именно станет мишенью для азербайджанских ИГИЛовцев – христианские Армения и Грузия и главный враг алафитов – Иран?

Ида Саргсян

Об этом в материале Иды Саргсян на Hetq.am.

В июле 2019 года в интернете появилось видео, вызвавшее большой резонанс в первую очередь в Исламской Республике Иран. На этом видео трое членов террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) объявили о создании новой ячейки на территории Азербайджанской Республики и призвали граждан страны присоединиться к ним. Члены ИГИЛ поставили перед собой цель бороться с режимом Ильхама Алиева.

Несмотря на крайне ограниченное освещение данного события в иранской прессе, очевидно, что Тегеран не может не держать ситуацию в центре своего внимания. С момента появления на территории Сирии и Ирака террористической группы ИГИЛ в 2011 году, Иран стал той силой, которая неустанно ведет с ней борьбу.

Отметим, что ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, известное также, как ИГ – Исламское государство), первоначально заявившее о себе в Ираке, а затем, перекинувшись в Сирию, стало на несколько лет центром притяжения сторонников салафитского направления суннитского ислама со всего мира. На верность ИГИЛ присягнули ряд салафитских группировок Афганистана, Средней Азии, северной и западной Африки. Салафитов отличает буквализм в толковании источников ислама, агрессия в отношении шиитов и традиционных суннитов, а также приверженцев суфийских тарикатов.

Исламская Республика была и остается главным врагом салафитской террористической организации, как главная страна шиитского мира. В декабре 2017 года Россия, вступившая в войну в Сирии на стороне Дамаска, официально объявила об окончательной победе над ИГИЛ, однако отдельные члены группы и ее производные продолжают удерживать в заложниках около 1,5 миллиона жителей в Идлибе – последнем оплоте террористов в Сирии. Другая часть, вынужденная покинуть Сирию и Ирак после разгрома, переместилась в другие уязвимые страны. Большая их часть оказалась в Афганистане, другие нашли убежище в странах Африки – Ливии, Нигерии, и др. Очередной стоянкой для ИГИЛ-овцев стал Азербайджан.

Несмотря на то, что, по данным различных источников, 70-85 % населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами, и лишь 15 % – суннитами в большинстве своем ханафитского и шафиитского мазхабов, именно эта южнокавказская страна стала одним из главных «поставщиков» салафитов (ваххабитов) для ИГИЛ. Главным центром салафизма в Азербайджане стала столица республики – Баку. Немалая их часть проживает в Сумгаите, Гяндже, северных районах. В 1997 году в Баку была открыта первая салафитская мечеть Абу Бакр, число посетителей которой составляет от 5 до 7 тысяч, и это притом, что в шиитские молельные дома традиционно ходят несколько сотен человек. Имамом мечети стал Гамет Сулейманов, который отрицал всякую причастность свою и прихожан мечети к ваххабизму. Тем не менее, неофициальная направленность мечети была хорошо известна в стране. Точное число последователей салафизма в Азербайджане неизвестно, но в азербайджанских средствах массовой информации за последние годы упоминается от 15 000 до 65 000 человек.

Примечательно, что среди салафитских групп в Азербайджане отсутствует единство. Ярким примером является дагестанское бандподполье «Лесные братья», действующее преимущественно на территории Российской Федерации – в Дагестане, а также среди дагестанских народностей (аварцы, лезгины, цахуты, ингилойцы, табасаранцы и пр.) в северных районах Азербайджана. Хотя в различных источниках упоминается присутствие азербайджанского джамаата и до 2008 года, группа была основана именно в этом году в период, когда Ильдар Моллачиев (он же Эмир Абдул-Меджид) был эмиром дагестанского шариатского джамаата. Моллачиев, который стал эмиром в сентябре 2007 года, родом из города Загатала на севере Азербайджана и был этническим цахуром (суннитская этническая группа, проживающая по обе стороны азербайджано-российской границы). Азербайджанский джамаат был создан с целью обеспечения базы поддержки дагестанского джамаата на территории Азербайджана. С момента своего создания азербайджанский или сумгаитский джамаат был тесно связан с дагестанским джамаатом, хотя в качестве военной группировки он сохранял свою независимость.

Именно «Лесные братья» в 2008 году организовали теракт в мечети Абу Бакр, в результате которого погибло двое, и получили ранения восемнадцать человек, включая имама мечети Сулейманова. После инцидента руководство страны приняло решение закрыть мечеть. По официальным данным, джамаат был разогнан, некоторые из его членов – арестованы, однако наиболее преданные своим убеждениям исламисты сумели вновь образовать подпольную общину, собираясь в гаражах и квартирах местных жителей. А бывшие прихожане мечети Абу Бакр начали собираться в частых квартирах, что крайне осложнило контроль над их деятельностью. Известно, что пятничные собрания стабильно проводятся в поселке Гарачухур на окраине Баку, где рост числа сторонников салафизма привел к напряженности между шиитами и суннитами. В 2014 году этот конфликт привел к поджогу мечети поселка, которую посещали как шииты, так и сунниты. В закрытых группах все больше развивались радикальные настроения. Именно из этих групп вышли сотни будущих членов ИГИЛ.

За годы войны в Сирии в различных источниках неоднократно упоминается азербайджанский джамаат в рядах ИГИЛ, как отдельное подразделение. Джамаат привлекал не только взрослых бойцов, но и маленьких детей. Об этом свидетельствует видео, появившееся в интернете на азербайджанском языке, в котором лидер группировки – эмир – подтверждает, что для азербайджанских бойцов в Ракке (Сирия), подконтрольной ИГИЛ, созданы все условия, в том числе медресе для обучения их детей. На сегодняшний день видео заблокировано.

Азербайджанцы склоняются к религиозному радикализму не только в самом Азербаджане, но и среди членов азербайджанской общины соседней Грузии. В конце 80-х и начале 90-х молодые азербайджанские миссионеры, получившие религиозное образование в таких странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, Египет, стали первыми проповедниками салафитского ислама в Азербайджане. В 90-х годах немалое количество грузинских азербайджанцев перебралось в Азербайджан в связи с социально-экономическими проблемами в Грузии. Именно в этот период они подверглись влиянию местных салафитов. После возвращения обратно, преимущественно, в Квемо-Картли, азербайджанцы привезли с собой и салафизм, однако, в отличие от оного в самом Азербайджане, в Грузии радикальные исламисты не смогли собрать большое количество сторонников, не следовали политическим идеям салафизма и не выступали против действующих грузинских властей.

Несмотря на официальную активную борьбу с экстремизмом, Баку часто «заигрывает» с ваххабитами и использует их ресурсы в собственных интересах. Напомним, в частности, резонансные события в Нардаране в ноябре 2015 года. Сотрудники полиции и службы безопасности, ворвавшись в мечеть поселка, произвели арест 14 человек, которые являлись членами движение «Мусульманское единство», ориентирующейся на шиитский Иран. В ходе столкновений погибло семь человек. Примечательно, что на стороне правоохранительных органов на шиитских исламистов напали и ваххабитские активисты. Впоследствии, арестованные в разных городах – Ленкоране, Гяндже, Нефтечале, Имишли, члены движения получили длительные сроки тюремного заключения – от 10 до 20 лет.

Запрещенное в Азербайджане движение «Мусульманское единство» призывало к созданию исламского государства по примеру Ирана на территории современной Азербайджанской Республики и признавало власть Верховного лидера ИРИ Али Хаменеи. События в Нардаране явственно продемонстрировали страх апшеронских властей перед усилением влияния Исламской Республики Иран на местное шиитское население. При таком раскладе суннитские радикальные группы, на которых имеет влияние братская для Азербайджана Турция, а также главный центр ваххабизма Саудовская Аравия, с которой президент Ильхам Алиев наращивает контакты, используются властями против усиления шиитского фактора.

Здесь следует напомнить, что Турция, стремясь усилить свое религиозное влияние в Азербайджане, в начале 90-х годов создала в этой стране движение «Нурчи» или «Нурчу», ставшее опасным фактором в Азербайджане, вплоть до угрозы организации государственного переворота. Изначально движение рассматривалось в Баку как часть общетюркских культурных связей с Турцией, однако, после отхода Анкары от светскости в политике после прихода к власти партии «Справедливость и развитие», отношение Иьлхама Алиева к движению так же изменилось. После всплеска региональных конфликтов в Сирии и Ираке, Турция и возглавляемое ею движение «Нурчи» начало активное сотрудничество с ваххабитами Азербайджана, поддерживаемое так же политикой США и Израиля.

Исходя из вышесказанного, становятся логичными интерес и опасения Тегерана роста суннитского радикализма, в частности ячейки ИГИЛ на территории северного соседа. А учитывая непосредственную границу с Азербайджаном и отсутствие визового режима для граждан Азербайджан в Иране, азербайджанцы могут беспрепятственно посещать Исламскую Республику, свободно контактировать с местными жителями на родном языке (население северо-западных провинций ИРИ Восточный и Западный Азербайджан, Зенджан, Ардебиль являются тюркоязычными) и пропагандировать свою идеологию.

Иранский институт исследований будущего исламского мира провел анализ положения салафитских-ваххабитских движений в Азербайджане, согласно которому такие группы появились в республики еще в советское время. В источниках, посвященных религиозной картине Азербайджана, отсутствуют упоминания о салафитах или ваххабитах. В последние годы существования СССР и первый период независимости Азербайджанской Республики при поддержке КСА, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, а также Египта, появилось движение ваххабитов, называющих себя салафитами. В частности, Эр-Рияд предоставил ваххабитам Азербайджана правовую защиту, подписав Соглашения о религиозном сотрудничестве с руководством страны, а также с Управлением мусульман Кавказа.

Как уже было сказано, религиозные активисты, получившие образование в Международном исламском университете в Медине (КСА) – главном центре подготовки вахабитских ученых и пропагандистов, начали активно проповедовать свое учение в Азербайджане. Среди них можно упомянуть Гамета Сулейманова, Алихана Мусаева, Вейсала Оруджова, Сохраба Шейхалиева, Самена Мухаммедова и других, которые пропагандируют ваххабизм под названием салафизм в социальных сетях в интернете.

Что касается финансовой поддержки салафитов, то, по мнению азербайджанских СМИ и некоторых политиков, основная помощь поступает из Саудовской Аравии. Кроме того, часть из них успешно занимается коммерческой деятельностью и владеет торговыми точками на крупных рынках страны. Они получают финансовую помощь от государства в качестве поддержки экономической деятельности в стране. При отсутствии официальных данных, об их причастности к радикальному суннитскому течению свидетельствует в первую очередь их внешний вид, что позволяет делать выводы о количестве и финансовом положении последователей салафитских идей. Более того, существуют сведения о том, что согласно договоренностям с саудовскими спонсорами, азербайджанские салафиты, получившие от КСА финансирование, обязуются создавать рабочие места для своих родственников и знакомых. Таким образом, на фоне общей безработицы в стране, этот класс единственный, который не сталкивается с проблемой трудоустройства. В связи с финансовым кризисом в Азербайджане, влияние этого движения в обществе продолжает расти. По неофициальным данным, ваххабитское движение сумело привлечь на свою сторону и ряд высокопоставленных правительственных чиновников, парламентариев и особенно медиа-активистов, которые хоть и не являются сами ваххабитами, но поддерживают и защищают интересы и требования ваххабитских центров, особенно Саудовской Аравии, в Азербайджанской Республике.

Угроза роста салафизма в Азербайджане угрожает не только соседнему Ирану, но и находящейся в перманентном противостоянии с Баку Армении. Это стало очевидно, в частности, в апреле 2016 года, когда появились с сведения об участии на стороне азербайджанских войск в апрельских боях боевиков салафитских группировок и формирований турецкого спецназа. Почерк исламистских движений Сирии был виден по тому, как азербайджанские бойцы обращались с пленными: фотографии отрезанных голов армянских солдат обошли мировые СМИ и социальные сети. Однако никаких других подтверждений участия бывших боевиков ИГИЛ в апрельской войне нет. Учитывая, что Баку пытается представить азербайджано-карабахский конфликт как религиозный, тем самым привлекая на свою сторону исламские страны, усиление религиозного радикализма приводит к росту и без того высокого уровня армянофобии в азербайджанском обществе.

Таким образом, появление салафитской радикальной ячейки на территории Азербайджана не является беспрецедентным явлением. Однако именно ИГИЛ, ставший для салафитов «брендом», имеющий высококачественную пропагандистскую машину, успешный опыт привлечения уязвимых умов, имеет высокие шансы сплотить вокруг себя наиболее радикально настроенных единомышленников, представляя угрозу не только соседним христианским и шиитской странам, но и для самого Баку. С другой стороны, помешать им в этом деле могут их же политические намерения по свержению режима Ильхама Алиева, при котором местные ваххабиты, как было сказано, достаточно комфортно устроились, имеют определенное влияние и не заинтересованы в переменах во власти.

Армянский Институт Международных Отношений и Безопасности –АИМОБ

ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в РФ — прим.ред

Загрузка...