Top.Mail.Ru
Фальсификации ходжалинских событий в азербайджанской школьной литературе | Инфотека 24

Фальсификации ходжалинских событий в азербайджанской школьной литературе

ОВИК АВАНЕСОВ
научный сотрудник
Центра кавказоведения
Университета Месроп Маштоц
Арцах
АНЖЕЛА ЭЛИБЕГОВА
к.пол.н., доцент
Российско-Армянский университет
Армения

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что фальсифицирование событий в Ходжалу продолжается до сих пор и осуществляется в Азербайджане на государственном уровне.

Цель статьи – выдвинуть и обосновать подход, согласно которому школьные учебники и «научные труды» азербайджанских ученых являются одной из основных платформ для создания и распространения пропагандистских тезисов и мифов вокруг ходжалинских (агдамских) событий 1992 года.

Задача авторов – выявление фальсификаций при описании ходжалинских (агдамских) событий в школьной и научной литературе. С этой целью рассмотрены следующие вопросы:

  • Искажение ходжалинских событий в учебниках истории
  • Школьные учебники как инструмент манипуляции
  • Государственная политика фальсификации числа жертв
  • Обсуждение событий в Ходжалу в трудах азербайджанских авторов
  • Механизмы противодействия антиармянской пропаганде Азербайджана

Для проведения исследования мы использовали как методы мониторинга и сбора фактов, так и методы обработки и анализа информации.

В результате исследования мы пришли к выводу, что азербайджанские школьные учебники являются одним из основных инструментов антиармянской политики.

 

Ключевые слова։ школьные учебники, Ходжалу, фальсификации, Арцах, агдамские события, пропаганда, информационная война.

 

Ходжалу  (Ходжалы-аз.) –   поселок, расположенный между столицей Нагорно­Карабахской Автономной  области  Степанакертом и другим армянонаселенным городом Аскераном. В  ходе  государственной  политики  Азербайджанской  ССР  по  деарменизации  НКАО,  в  чем  открыто  признавался  глава  ЦК  АзССР  Гейдар  Алиев,  Ходжалу  начал  активно  заселяться  азербайджанцами, и к концу 80­х годов ХХ века в поселке Ходжалу проживало всего две армянские семьи. В результате погромов турок­месхетинцев в Фергане в 1989 году и их  последующего  изгнания  из  Узбекистана,  в  рамках  продолжающейся  демографической  экспансии  НКАО,  властями  Азербайджана  принимается  решение  заселить  поселок  Ходжалу  ферганскими  беженцами.  Таким  образом,  за  короткий  период  население  поселка  с  2  тысяч  человек  выросло  до  6  и  Ходжалу  получил  официальный статус города. Впоследствии  турки­месхетинцы  будут  использованы  в  качестве живого щита во время освобождения Ходжалу.

Согласно докладу правозащитной организации «Мемориал», с конца сентября 1991 года жилые кварталы столицы НКАО Степанакерта из пяти азербайджанонаселенных опорных пунктов ­ Малибейли, Шуши,  Джангасан,  Кркжан  и  Ходжалу  ­  систематически  подвергались обстрелам с использованием артиллерии и модифицированных противоградовых  ракет  «Алазань»,  что  приводило  к  значительным жертвам среди мирного населения, а также разрушениям в городе. А уже с февраля 1992 года при обстрелах из указанных населенных пунктов,   превращенных   в   огневые   точки,   начали   применяться  реактивные  системы  залпового  огня  «Град»  и  другие  артиллерийские системы. Степанакерт, в котором было размещено тридцать пять тысяч спасшихся от погромов беженцев­армян, насильно депортированных из  Баку, Сумгаита и других районов Азербайджана, вследствие внешней и  внутренней  блокады  не получал снабжения даже из окрестных населенных пунктов. В результате блокированный Степанакерт не  только  превратился в  живую  мишень, но  и  был обречен на голод. Блокада Степанакерта тогда превратилась в настоящую осаду.

Единственным выходом из  сложившейся  ситуации  для  Степанакерта  было  разблокирование  ведущих  в  город  дорог  и  подавление расположенных в его окрестностях огневых точек. После освобождения в  конце января –  начале февраля 1992 г. населенного пункта Кркжан в пригороде Степанакерта и села Малибейли, расположенного в трех километрах от города,  логично  актуализировался вопрос огневых точек в Ходжалу, Шуши и прочих населенных пунктах, из которых продолжала исходить угроза. Отличительная особенность населенного пункта  Ходжалу  заключалась в  том, что,  с  одной стороны, через него проходила магистраль, соединяющая не  только  два  крупнейших  армянонаселенных  города  –   Степанакерт и  Аскеран,  но  и иные населенные пункты  автономной  области, а с другой –  там  находился  единственный аэропорт, обеспечивающий воздушную связь Нагорного Карабаха с внешним миром. С 1990 года территория аэропорта контролировалась  подразделением  ОМОН  МВД  АзССР ,  который  осуществлял  насильственные  действия  и  издевательства  в  отношении пассажиров и летчиков армянской национальности. Осенью  1991  года  Ходжалу,  будучи  одним  из  блокирующих  Степанакерт  звеньев,  из­за  своего  географического  положения  оказался заблокирован   сам   и   подвергался   ответному   огню   со   стороны Степанакерта и Аскерана, находящихся в блокаде.

Учитывая необходимость прорыва блокады и подавления огневых точек, а также стратегическое значение автомобильной магистрали и аэропорта,  армянской  стороной   было   принято   решение   начать   деблокаду с освобождения Ходжалу. 25 февраля 1992 г.   начался штурм города, о котором заранее было известно официальному Баку, а также местной власти в Ходжалу и Агдаме. Часть гражданского населения Ходжалу покинула поселок задолго до начала штурма, и к концу февраля 1992 г., по разным источникам, там оставались от 1000 до 4000 человек. Артиллерийский   обстрел   Ходжалу   штурмующими   отрядами   армянских  бойцов  начался  около  23.00 часов  25  февраля.  При  этом прежде  всего  на  территории  города  были  уничтожены  казарма,  находящаяся  в  глубине  жилого  массива,  и  форпосты  обороны.  Вступление армянских пехотных отрядов в город происходило с 1 до 4 часов ночи 26 февраля.Некоторая  часть  жителей  покинула  блокированный  город,  однако  полной  эвакуации  мирного  населения,  несмотря  на  просьбы  главы исполнительной власти Ходжалу Э.Мамедова, организовано не было. Наряду  с  этим,  согласно  азербайджанскому  журналисту  Эйнулле  Фатуллаеву,  эвакуировали  только   домашний   скот   и   некоторых   азербайджанцев, тогда  как  турки­месхетинцы  были  брошены  на  произвол судьбы.

Азербайджанская  сторона  вначале  категорически  отрицала  наличие гуманитарного   коридора,   стремясь   зародить   сомнения   в   умах   наблюдателей и исследователей трагедии. В 1992   году   в   докладе   правозащитного   центра   «Мемориал»   за   подписью  Ганнушкиной  говорится,  что  по  крайней  мере  один  человек из жителей Ходжалу узнал от военных о предстоящем штурме и  предоставленном  армянской  стороной  свободном  коридоре  для  выхода мирного населения. Таким  образом,  о  наличии  гуманитарного  коридора  знал  не  один  человек,

а  несколько –   как  минимум  одно  гражданское  лицо  и  военные, которые предпочли утаить эти сведения от населения. Газета  «Бакинский  рабочий»  в  свою  очередь  опубликовала  сообщение о том, что за несколько дней до штурма армянская сторона посредством радиосвязи  сообщила  властям  Ходжалу  о  предстоящем  штурме.  Их  призывали  немедленно  и  полностью  вывезти гражданское  население  из  города  по  предоставленному  гуманитарному  коридору,  который  тянулся  от  Ходжалу  мимо  Аскерана  в  сторону  занятого  на  тот  момент  азербайджанцами  Агдама,  вдоль  русла реки и железнодорожного полотна.

Согласно  логике  военных  действий,  в  случае,  если армянская  сторона  собиралась  расправиться  с  мирным  населением  Ходжалу,  их,  во­первых,  не  предупреждали  бы  заранее  по  громкоговорителю,  во­вторых, не выпустили бы из города. Однако тела погибших были найдены в 10 километрах  от  Ходжалу,  и,  соответственно, в  700  метрах   от   азербайджанских позиций в Агдаме, о чем свидетельствует погибший  позднее  азербайджанский  журналист  Чингиз Мустафаев: «Я своими глазами увидел, что я уже проходил по этому месту, в 10 километрах от Ходжалы, это та самая свиная ферма. На расстоянии 700 метров от нашего поста в Деребее было разбросано более 50 тел. И по сей день на отснятых сверху кадрах для меня так и осталось вызывающей дрожь загадкой то, что среди трупов разгуливали 10 наших граждан. Они были из Агдама, в  военной форме. И мы вшестером остались там и в течение 45 минут проводили съемки. Это находилось в 25 метрах от дороги, ведущей  в Нахиджеваник.  Дважды  по этой дороге  проехали наполненные армянами автомашины. Они нас заметили, и  мы пешком вернулись в Агдам». Свидетельством того, что коридор не был ловушкой, является и тот факт,  что  мэр  Ходжалу  Эльман  Мамедов, в  обязанности которого входила организованная эвакуация гражданского населения по предоставленному коридору, добрался до Агдама невредимым. Позже он стал депутатом парламента Азербайджана (Милли Меджлиса). Помимо того, поскольку  тела  погибших  были  найдены  вблизи  азербайджанских  позиций,  правильнее  называть  события  не «ходжалинскими», а «агдамскими».

Часть  населения  вскоре  после  начала  штурма  стала  покидать  Ходжалу, пытаясь уйти в сторону Агдама. В некоторых группах бегущих находились вооруженные люди из гарнизона города. Люди уходили  по  двум  направлениям: с   восточной  окраины  города на северо­восток вдоль русла реки, оставляя Аскеран  слева (это  и  был свободный коридор) и с северной окраины  города  на северо­восток, оставляя Аскеран  справа.  Таким образом Ходжалу покинуло  большинство  мирных  жителей, а  примерно 200­-300 человек оставались в Ходжалу, спрятавшись в своих домах и   подвалах. Тех,  кто  сбился  с  пути  и  ушел  в  горы,  армянская  сторона  вернула  обратно в Аскеран. Спустя пару дней их и тех, кто остался в селе (в общей   сложности   около   700   человек),   без   предусловий   сдали   азербайджанской  стороне,  поскольку  содержание  столь  большого  числа  людей  в  условиях  блокады  и  бедственной  социальной  ситуации было нецелесообразно ­ этих людей было элементарно нечем кормить. Позже азербайджанская пропаганда начала спекулировать на теме «пленных», однако предоставить какие­либо факты издевательств и насилия над ними, кроме устных заверений, не смогла. Более того, известно, что азербайджанская сторона в  ходе переговоров отказалась принимать обратно своих граждан.

На кадрах азербайджанской видеохроники видно, что одни и те же тела погибших показываются в  нормальном состоянии и, спустя несколько дней, обезображенными. Помимо использования в пропагандистских  целях фотографий, не имеющих отношения к событиям вблизи Агдама, азербайджанская пропаганда широко использует  практику манипуляций с имеющейся в их распоряжении оригинальной хроникой. На одних кадрах азербайджанской видеохроники тела погибших в указанном Чингизом  Мустафаевым месте, расположенном в 700 метрах от агдамских позиций, запечатлены без следов надругательств, на других кадрах видеохроники обнаруживаются те же погибшие, но  со следами надругательств (скальпирование, отрезание конечностей/мягких тканей). На нижеприведенных кадрах из оригинальной хроники изображены люди, погибшие в одно и то же время (в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года). Они были сфотографированы   одновременно (28­29 февраля и 2­3 марта). Об этом свидетельствует их присутствие на кадрах оригинальной хроники. Однако характер ран у обоих мужчин (у одного кровоточащая рана, у другого ­ нет) говорит о том, что первого скальпировали  как минимум несколько суток спустя после смерти, а второго – непосредственно после. Причина, по которой это было сделано, очевидна: необходимо было создать впечатление у мировой общественности, что это – дело рук «армянских нацистов». И именно   по этой причине, непосредственно после штурма, власти Азербайджана никого не пускали на место событий.

Следует также отметить, что факт манипуляций с телами погибших и приглашение     журналистов на «ходжалинские декорации», свидетельствует о заблаговременно спланированной   акции по принесению в жертву жителей поселка, с последующим использованием этой жертвы против противников как  внутриполитических (свержение Аяза Муталибова), так и военных (формирование негативного образа армян в глазах мирового сообщества).

Искажение ходжалинских событий в школьных учебниках

История Азербайджана 5-ый класс

«Ходжалинские события – это преступление, совершенное не только против Азербайджана, азербайджанского народа, но и самое тяжкое, чудовищное преступление против человечества, так как в Ходжалы были уничтожены не только люди, но и сама человечность. Армяне, заявляющие всему миру о несуществующем геноциде, сами в действительности совершили настоящий геноцид против азербайджанского народа. В ночь с 25-го на 26-ое февраля 1992 года началось массовое истребление мирных жителей. Армяне, напавшие на Ходжалы с помощью вооруженного современным оружием 366-го полка российской армии, отбросив маску «несчастных» и «жалких» жертв, обнажили своё истинное лицо – жестокость, зверство, составляющие сущность «армянства», армянства, убивающего ещё не появившихся на свет младенцев. Ходжалы был одним из важнейших городов Нагорного Гарабага. Он имел большое стратегическое значение. Здесь находился единственный в Гарабаге аэропорт. Ходжалы также был одним из древнейших поселений и культурных центров нашего народа.

В тот день было убито 613 азербайджанцев. Они были убиты армянскими фашистами лишь из-за того, что были азербайджанцами. 1275 человек было взято в заложники» [1, с. 188-190].

История Азербайджана 11 методическое пособие

Тема 34. Ходжалинский геноцид

Вспомогательные стандарты:

1.2.1. Оценивает различные взгляды в источниках на одни и те же исторические события, процессы или явления.
2.1.1. Оценивает значение геополитического положения Азербайджана.

Адибекян А., Элибегова А., «Что случилось в Ходжалу?» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:   http://xocali.tv/xocalinet/wpcontent/uploads/XocaliRUS.pdf?fbclid=IwAR0CFvPSysmwyK1Dj54WWs8Ve366DI1WjLXFiUxdiOVWgwbO8xooVr2avik.

  1. Утверждено Министерством образования Азербайджанской Республики (Приказ N354 от 24.05. 2016).

     2. Министерство образования Азербайджанской Республики (Гриф номер 2018-198).

3.1.2. Оценивает позиции Азербайджана и проводимую им политику в решении глобальных проблем.

Цель обучения:

  1. Оценивает различные взгляды в источниках о Ходжалинском геноциде.
    2. Оценивает значение геополитического положения города Ходжалы.
    3. Оценивает позиции и политику, проводимую Азербайджаном, в вопросе Ходжалинского
    геноцида.

Интеграция: Всеобщая история – 3.1.1., География – 3.2.1.
Форма обучения: работа в больших и малых группах
Метод обучения: мозговой штурм, три предложения
Ресурсы: средства ИКТ, электронные ресурсы, раздаточный материал, газетные и журнальные материалы, отрывки из произведений по периоду, рабочие листы, учебник и т.д.

Этапы урока

Мотивация: В качестве мотивации вы можете продемонстрировать ученикам: кадры,
снятые Чингизом Мустафаевым в связи с Ходжалинской трагедией, или выбранный отрывок из фильма, снятого AzTV. После этого вы можете задать следующие или похожие
на них вопросы, и, таким образом, создать мотивацию.
• О чём говорят вам просмотренные кадры?
• Каким событиям посвящены эти кадры?
Вы можете также мотивировать учащихся на урок на основе слайдов, подготовленных
с использованием программы «PowerPoint». Будет лучше показать их без каких-либо
надписей и объяснений. После 2-3 минут «немой» презентации, спросите у учеников: «О чём вам говорят эти слайды?», «Как по-вашему, к какому событию относится эта презентация?». После этого можете перейти к следующему этапу урока.

Исследовательский вопрос: Как можно оценить Ходжалинский геноцид?
Проведение исследования:
Вы можете использовать метод интерактивного обучения три предложения. Во время урока, организованного по этому методу, представленное учащимся задание в обоснованной форме можно дать в более кратком объеме. После этого напомните им следующие рекомендации: «Побеждает та группа, изложение которой будет короче всех.
Но при этом основное внимание уделяется содержанию». Следом за этим вы можете использовать метод интерактивного обучения три предложения. Во время урока, организованного по этому методу, представленное учащимся задание в обоснованной форме можно дать в более кратком объеме. После этого напомните им следующие рекомендации: «Побеждает та группа, изложение которой будет короче всех.
Но при этом основное внимание уделяется содержанию». Следом за этим вы можете дать группам для исследования следующие вопросы и задания.

II группа: Какие факты доказывают сознательное безжалостное истребление гражданского населения Ходжалы? Обоснуйте своё мнение.

II группа: Оцените стратегическое преимущество, полученное армянами, в результате оккупации Ходжалы.

III группа: Как вы оцениваете работу, проделанную политическими деятелями Азербайджана, в направления оценки Ходжалинской трагедии в качестве геноцида, и
представлении её мировой общественности?

IV группа: Какие факты доказывают, что организация трагедии в Ходжалы было давней мечтой армян?

V группа: Оцените высказывание Великого лидера Гейдара Алиева о Ходжалинском
геноциде.

Обмен и обсуждение информации: После окончания времени, выделенного на работу групп, осуществите этап обмена и обсуждения информации. На этом этапе в течение определенного времени ученики подготавливают и представляют ответы. 

Ответы внимательно выслушиваются, обсуждаются и дополняются. Постарайтесь обеспечить
участие всех учеников на этом этапе урока. Так как участие большого количества учащихся поможет вам, наряду с подведением итогов легко осуществить оценивание, сделать урок более активным и интересным.
Обобщение и подведение итогов: Для подведения итогов проведённого исследования вы можете обратиться к учащимся со следующими вопросами:
• Как вы думаете, что мог дать армянам захват важного коммуникационного центра
Ходжалы, имевшего единственный в регионе гражданский аэропорт?
• Как по-вашему, почему мировая общественность молчит по отношению к этой несправедливости?
• Какую разницу вы видите между трагедией и геноцидом?
• Какое психологическое превосходство получили армяне, совершив Ходжалинский геноцид?
• Как по-вашему, должны ли мы вынести урок из этого геноцида?
• Какой интерес был у армян стереть с лица Земли такой город, как Ходжалы?
Творческое применение: На этом этапе задайте учащимся вопрос: «Представьте,
что в тот период вы занимаете один из руководящих постов Азербайджанской Республики (президент, премьер-министр, председатель Милли Меджлиса, министр обороны).
Какой бы шаг вы предприняли, чтобы предотвратить этот геноцид?».

Домашнее задание: Исследуйте Ходжалинский геноцид на основе источников.
Критерии оценивания: оценивание разных взглядов, оценивание значения, оценивание позиции проводимой политики
Оценивание должно проводиться на основе наблюдений во время урока [2, с. 169-170].

В учебнике истории того же класса читаем «Причины Ходжалинского геноцида. Ходжалы расположен в 10 км к северо-востоку от Ханкенди на пересечении дорог Агдам-Шуша и Аскеран-Ханкенди. С первых дней Нагорно-Карабахского конфликта Ходжалы был в центре внимания. Именно в Ходжалы обосновались 1500 азербайджанцев, подвергшихся репрессиям в Армении и 495 турок ахыска, прибывших из Ферганы (Узбекистан). В этот период Ходжалы оказывалась особая забота. Ещё в октябре 1988 года азербайджанское правительство приняло особое решение о социально-экономическом развитии Ходжалы. В соответствии с этим решением из различных районов республики в Ходжалы отправлялись строительные материалы, рабочая сила. Город стремительно расширялся и застраивался. Часть изгнанных из Ханкенди 18 тысяч азербайджанцев также разместилась в Ходжалы. До захвата города Арменией население города составляло 7000 человек. Армяне перевозили в Ханкенди военное снаряжение посредством Ходжалинского аэропорта. Постепенно сотрудники полиции Ходжалы пресекли эти полеты, и не допускали посадки в аэропорту кроме пассажирских рейсов ни одного грузового самолёта. Выбор Арменией Ходжалы в качестве основной мишени был не случайным. Враг захватом Ходжалы преследовал несколько целей: 

  1. Овладеть стратегическим преимуществом для захвата других городов Нагорного Карабаха.
  2. Захватить важный центр коммуникации, имеющий единственный в регионе гражданский аэропорт. 
  3. Совершением геноцида в Ходжалы добиться психологического преимущества, сломить волю азербайджанцев.
  4. В связи с тем, что в Ходжалы и прилегающих территориях находились материальные памятники, свидетельствующие о надуманности их территориальных притязаний, стереть город с лица земли. Совершение Ходжалинского геноцида. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, после сильного артиллерийского обстрела, дислоцированные со времен СССР в Ханкенди бронетехника и военный состав 366-го мотострелкового полка совместно с вооруженными силами и полувоенными формированиями Армении начали наступление. После начала наступления оставшиеся в городе около 2500 человек попытались выйти из города и добраться до расположенной неподалеку территории, находящейся под контролем азербайджанцев. Однако их попытка оказалась тщетной. Покидающее город население нарвалось на засаду и, попав под обстрел армянских постов вблизи сел Нахчыванлы и Пирджамал, было убито или взято в плен. В результате совершенного в Ходжалы геноцида было убито 613 человек, в том числе 63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков, 8 семей было вырезано полностью, 25 детей потеряли обоих родителей, 130 детей потеряли одного родителя. В то же время было ранено 487 человек, 1275 человек взяты в плен, 150 человек пропали без вести» [3, с. 174-175]. 

Тематика «Ходжалу» является неотъемлемой частью школьных учебников  не только по «истории Азербайджана», но и других предметов, в  частности, русского языка для 4-го класса.  

В учебнике  русского языка для 4-го класса  читаем: «Подготовка наступления  была начата вечером 25 февраля. Штурм города  начался с двухчасового артобстрела из танков, БТР-ов, орудий  со снарядами «Алазань». Ходжалы был блокирован с трех сторон,  и люди пытались спастись, убегая в лес в аскеранском направлении. Но  вскоре стало ясно, что это было зловещей ловушкой. Около села Нахичеваник армянские формирования   открыли огонь по безоружным людям»[4, с. 117]

Учебник по предмету «Литература» для 5 класса

Ледяная статуя

 Вопросы и задания

  1. Напишите эссе о геноциде в Ходжалы[5, с.  125].

Русский язык 5 класса

  • 81. Изложение «Куклы не плачут»

Перед сном я, как всегда, пожелала спокойной ночи своей любимой кукле, уложила её в коробку, которая служила ей кроваткой, накрыла одеяльцем. Коробку поставила под детскую кровать, в которую быстро улеглась сама. Было очень холодно, на улице стоял лютый февральский мороз, и мне никак не удавалось заснуть. Из комнаты доносились негромкие, но, как мне показалось, тревожные голоса взрослых. Тогда ещё я не знала, что это будет последняя ночь, которую я проведу в своём родном доме. Я не знала, сколько горя и страдания выпадет на долю моего народа. Среди ночи меня разбудил голос мамы. Я не понимала, что происходит. Мы вынуждены были так быстро покинуть свой дом, что я даже не успела взять свою любимую куклу. Враги захватили мой дом, сожгли мой родной город Ходжалы! Я верю всей душой, что придёт такой радостный день, когда я, как и все беженцы, вернусь в свой покинутый дом. Я чувствую сердцем, что так и будет! А пока я вижу во сне Ходжалы, родной дом и куклу в коробке под кроватью. На глазах у куклы слёзы. А ещё говорят, что куклы не плачут…[6, с. 119-120].

Английский язык 8-й класс

Интересно знать!

Чингиз Мустафаев был одним из самых заметных независимые азербайджанские журналистов. Он был посмертно награжден государственным орденом как национальный герой Азербайджана. Это был человек с видеокамерой, снимавший сцены зверств во время Ходжалинской резни 1992 года. Для того чтобы задокументировать резню (бойню) Чингиз Мустафаев выехал на армейском вертолете под шквальным огнем противника. Он смог снять бойню, которая была доказательством, чтобы показать миру сотни мертвых тел в заснеженных полях Ходжалы [7,с. 117] .

Математика, 2-й класс. Методическое пособие для  учителя 

Урок  113-114 1-й час. Календарь

В календаре праздничные дни отмечены красным цветом. Какие праздники приняты как выходные дни? В истории Азербайджана есть и скорбные дни. Они отмечены в календаре черным цветом. Какие из них вы знаете? 20 января-День Шехидов, 26 февраля-День Ходжалинского геноцида и др. [8, с. 135] .

Государственная политика фальсификации цифр жертв 

Согласно данным правозащитной организации «Human  Right Watch», количество жертв оценивается в 200­300 человек. По официальным   данным расследования, предпринятого азербайджанским парламентом, в результате этой трагедии погибло (включая замёрзших в пути) 485 человек. Официальная  пропаганда Азербайджана же настаивает на цифре 613, с учетом того, что не в состоянии предоставить поименный список с указанным количеством имен. Существует по меньшей мере три официальных списка с именами погибших ходжалинцев:

-Список Посольства Азербайджана в Китае состоит из 540 имен, который после чистки от повторяющихся имен, был сокращен до 508. 

-Список газеты «Наш Век», в котором представлено 602 имени и 11 неопознанных тел, после чистки от повторяющихся имен, был сокращен до 516.

-Список Хаввы Мамедовой, опубликованный в  книге «Ходжалы: Шехиды и шахиды. Армянский террор как составная часть международного терроризма», состоит из 531 имени, в числе которых 7  неопознанных тел, после чистки от повторяющихся имен, был сокращен до 530. 

Манипуляции с расширением  списка заключаются в следующем:  пользуясь возможностью различного написания  одной и той же азербайджанской фамилии в русской  транскрипции, фамилии пишутся в обоих вариантах, и в итоге получаются два человека вместо одного. Например, фамилия Ismayilova представлена как Исмаилова Нурия Гачай Кызы и как Исмайлова Нурия Гачай Кызы.  Или с «опечаткой», как, например, в случае с фамилией Мамедоб Джасарат Зийад Оглы и Мамедов Джасарат Зияд Оглы. Широко используется также двойственность транскрипции в написании имен, содержащих буквы э/е –  Елнара ­ Эльнара (Elnara), h/х ­ Гюльхара ­Гюльяра (Gyulhara), y/й ­ Зийад ­ Зияд (Ziyad). И, наконец, указание имени с отчеством и без него.

При  этом важно  отметить, что  358 человек из  списка погибших – обороноспособные мужчины в возрасте от 18 до 63 лет. В числе этих 358  имен 44 были идентифицированы в январе 2014 года в опубликованном на сайте Государственной службы Азербайджана по мобилизации   и призыву в списке «азербайджанских военнослужащих, ставших шехидами в ходе военных действий между Арменией и Азербайджаном в Карабахе и на государственной границе в 1991­1994 гг.». Были также обнаружены имена людей, умерших до конфликта или в совершенно другом месте. Так, Гасанова Хаяля Эльдар гызы умерла в 1987 году, но попала в список ходжалинских жертв. Сафаров Шахверди Бахлул   погиб в Каринтаке (Дашатлы), Алиев Бакир Шираслан – в Мартакерте (Агдере), Аббасов Эльхан Кямран – в Шуши, Гулиев Фархад Сафарв Шаумяне (Горанбой) и пр. Худиев Захид Бахлул был мобилизован в 1993­м году и погиб в Физули, а Раджабов Джебраил Мехди погиб в Хожалу, но в 1991­м году. Мехдиев Фикрет Бурзу погиб 28 января 1992 года «на рельсе Агдам ­ Шуша» примечательно, что    там не пролегают никакие железнодорожные пути, и о каких рельсах идет речь, неясно. Очевидно,  что искусственное увеличение числа погибших направлено на придание большего резонанса событиям.  Однако ревизия поименного списка демонстрирует безосновательность утверждений о числе погибших ­ 613 человек. Откуда появилась эта цифра, азербайджанская  сторона фактологически также никак не объясняет [9].

Обсуждение событий в Ходжалу в трудах азербайджанских авторов

Эльмира Ахундова  в своей работе «Ходжалы. Хроника геноцида»,  пишет: «Ходжалы… В ночь с 25 на 26 февраля название этого города вписалось в кровавую летопись необъявленной войны в Карабахе. Связь с Ходжалы была прервана в ту самую ночь, поэтому полную картину развернувшихся там событий и масштабы происшедшей трагедии передать было трудно. Корреспонденту Азеринформа в Агдаме удалось воссоздать ее по рассказам очевидцев – жителей Ходжалы, чудом выбравшихся из горящего города и сумевших пробиться в Агдам. …Еще 25 февраля вокруг осажденного города сконцентрировались крупные силы армянских вооруженных формирований, весь этот день из вражеского стана раздавался гул работающих моторов танков, бронетранспортеров и БМП. По всему было видно – готовится захват Ходжалы. Вечером загрохотали артиллерийские орудия, а небо буквально изрешетили следы трассирующих пуль. На город обрушился шквал смертоносного огня. В нескольких местах вспыхнули пожары, а к пяти часам утра город практически полностью был объят пламенем… » [10, с. 10-11].

Публицист  Тахир Гашим-заде   «события Иваняна (Ходжалу)»  сравнивает  с трагедией Беслана,  одновременно обвиняя Россию   в спонсировании «сепаратистских движений» –  автор пишет: «До трагедии в Беслане уже была трагедия азербайджанского населения Ходжалы, когда армянскими боевиками были уничтожены 617 человек, включая грудных детей. В Ходжалы и Беслане чувствуется один почерк. И там, и тут была проведена акция по устрашению и уничтожению населения с целью углубления противоречий между конфликтующими сторонами. Террористический акт в Беслане был не просто актом террора…» [11] . Гашим-заде  делает не логичные  заявления. Армянская сторона  проводила операцию по освобождению   Иваняна (Ходжалу) о которой сообщила азербайджанцам  и оставила гуманитарный коридор для эвакуации мирных  жителей. В Беслане был организован теракт и людей держали в плену  и не оставили никакой возможности выйти из школы. Жители Иваняна (Ходжалу) стали  жертвами подлых политических интриг Азербайджана.

В  журнале МИД  Азербайджана о «событиях Иваняна (Ходжалу)»  читаем: «…существующие  факты доказывают,  что геноцид жителей  Ходжалы был реализован  25-26 февраля 1992 г. Детей, стариков и женщин целеустремленно массово убивали, потому что  они азербайджанцы» [12, с. 54].  Данную формулировку   редколлегия указанного  журнала перепечатала и   изменила дату и геграфическое  название из работ, посвященных армянскому геноциду  в Османской империи. 

В монографии «Xocalı soyqırımı» читаем: «До первой половины февраля 1992 года армяне захватили населенные пункты в окрестностях дороги Шуша-Ходжалы и Шуши. Ходжалы оказался полностью окруженным и был лишен связи воздушным путем. Зенитно-ракетные комплексы и зенитная артиллерия врага не позволяли вертолетам летать в Ходжалы. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские вооруженные формирования совместно с 366 мотострелковым полком оккупировали город Ходжалы и аэропорт, расположенный поблизости. Армянские вооруженные формирования и 366 мотострелковый полк Российской армии осуществили чудовищный геноцид против жителей Ходжалы» [13 с.4]. 

Цели организации ходжалинских событий 

Политическая: В Азербайджане осуществить захват власти и обосновать это бездействием действующей власти в лице президента Аяза Моталибова. 

Пропагандистская: На международных платформах представлять армян в качестве «оккупанта, террориста и агрессора». А также создать противовес геноцидальной политике в отношении армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других населенных пунктах.

Механизмы противодействия антиармянской пропаганде Азербайджана

  • Сбор и обработка материалов, связанных с событиями в Ходжалу;
  • Постоянное пополнение имеющейся многоязычной информационной базы;
  • Представление фактов о событиях в Ходжалу на различных международных площадках;
  • Распространение имеющейся информации о Ходжалу через иноязычные СМИ;
  • Разработка и применение инструментария сдерживания антиармянской пропаганды Азербайджана;
  • Консолидация научно-аналитического потенциала, занимающегося проблемой.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Махмудлу Я.,  Джаббаров Х., Гусейнова Л., История Азербайджана 5,учебник по предмету История Азербайджана для 5-го класса общеобразовательных школ, Баку, «Təhsil» 2018, 211 с.
    2. Гусейнов Э., Бахрамова С., История Азербайджана 11, методическое пособие
      по предмету История Азербайджана для 11-го класса
      общеобразовательных школ, Баку, «Şərrq-Qərb», 2018, 212 с.
    3. Агаларов П., Гулиев Н., Хатамов Р., Бабаев Ф., Гасымов Э., Гусейнов Э., Джаббаров Х., Бахрамова С., Гусейнов А.,  История Азербайджана 11, учебник по предмету История Азербайджана для 11-го класса общеобразовательных школ, Баку, «Şərrq-Qərb», 2018, 212 с.    
    4. Нуриева Б., Мустафазаде Н., Русский язык 4, учебник по предмету «русский язык» (как язык обучения) для 4-го класса общеобразовательных школ, Баку, «Şərrq-Qərb», 2017, 208 с.
    5. Джафаров Т., Джарчиева И., Багирлы Б., Надирова М., Литература 5, учебник по предмету Литература для 5 класса общеобразовательных школ, Баку, 2016, 210 с.
    6. Нуриева Б., Мустафазаде Н., Русский язык 5, учебник по предмету «русский язык» (язык обучения) для 5-го класса общеобразовательных школ, Баку, «Şərrq-Qərb», 2018, 200 с.
    7. Guliyeva G., Rustamova K., English 8, Student’s Book English as the main foreign language for the 8th grade of the general secondary schools, Baku, “Kövsər  Publishing House, 2017, 162 p.
    8. Гахраманова Н., Аскерова Дж., Математика, 2-й класс. Методическое пособие для  учителя, Баку, Радиус, 2014, 160 с.
    9. Адибекян А., Элибегова А., «Что случилось в Ходжалу?» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://xocali.tv/xocalinet/wpcontent/uploads/XocaliRUS.pdf?fbclid=IwAR0CFvPSysmwyK1Dj54WWs8Ve366DI1WjLXFiUxdiOVWgwbO8xooVr2avik. 
    10. Ахундова Э., Ходжалы. Хроника геноцида, Баку, 1993.
    11. Гашим-заде Т., Ходжалы и Беслан. Трагические итоги вековечной политики (Эхо, 10.09.2004).
    12. Azərbaycan Respublikası Xarici İşlər Nazirliyini “Diplomatiya Aləmi” jurnalı, Xüsusi Buraxılış, Bakı, 2005.
    13. QAT (Qarabağ Azadlıq TəĢkilatı ). Xocalı soyqırımı. Bakı, 2015.

 

 

 

Загрузка...