Top.Mail.Ru
"Доисторические" азербайджанцы | Инфотека 24

“Доисторические” азербайджанцы

25 февраля 2020. Инфотека24. Многие нации и этносы в мире стремятся к поиску связей с древними предками. Кто-то этих предков находит, а кто-то присваивает. Нации могут искать сюжеты для построения идентичности в новом времени, средневековье, античности. Но может ли этнос возводить себя аж до первобытных времён? Как оказалось, может, и этот этнос нам хорошо известен.

В Гобустане, к югу от Баку, ещё в XIX веке были найдены наскальные рисунки, которые уходят к 25-15 тыс. до н.э., ко временам крайне первобытным. Казалось бы, как можно так смело уходить в глубь времён и утверждать, что тут жили предки конкретного этноса? Музей находок в Гобустане считает это вполне нормальным.

Исследовавший этот вопрос Юрий Розенберг признал положение уникальным. По его словам, “он не нашёл в литературе другого национального государства, которое бы считало первобытные племена своим предком”. Ему казалось бы логичнее, если бы азербайджанцы возвели себя к Сельджукам и Ак-Коюнлу. Но мы поправим Розенберга: азербайджанцы и их считают частью своей истории, просто этого мало, как оказалось.

Ведь развитие азербайджанской национальной идеи прошло три этапа: в царском, советском и пост-советском периоде, под влиянием совершенно разных идей. В царский период зактатары были подвержены пантюркистской пропаганде. Это и было точкой зарождения азербайджанского этноса. Последние стали относить себя к потомкам огуз-тюрков, в связи с другими тюрками. Идея это поддерживалась младотурками, идеологами “Турана”.

Однако идея единой державы и тюркского братства не удалась, Азербайджан был советизирован и отделён от Турции. В этих условиях, азербайджанская идея стала широко меняться под концепцию национальных республик. Особая проблема появилась в 1930-е, когда этнос в СССР стал пониматься, как понятие укоренившееся и историческое. В “братстве народов” каждый должен был быть уникальным.

Азербайджанцы с трудом попадали под эту концепцию, так как были потомками мигрировавших племён и имеющие при себе только пантюркистский арсенал идей, плохо соотносящийся с идеей Азербайджанской ССР. Нужно было доказать, что азербайджанцы как этнос – явление историчное и естественное. Потому, лёгким пером, Атропатена и Агванк стали “ранними азербайджанскими царствами”.

Это допускалось через разного рода уловки и фальсификации истории древнеиранской и кавказской. Именно здесь зачатки будущего гобустанского бреда. Но ситуация изменилась с началом Арцахской войны и освобождением исторической армянской территории. Азербайджанцам нужно было доказать притязания на Карабах и конкурировать с достаточно древней историей Армении. И в этой “гонке за древностью” и пришли азербайджанцы к “гениальной” мысли присвоить себе 25000-летних жителей Гобустана.

Это просто всё равно древнее армян и музей в Гобустане является ответом на армянские музеи истории. Тут уже не поспоришь, кто старше. Розенберг был удивлён, что азербайджанские посетители музея считают, что на наскальных рисунках – азербайджанцы. Бывший директор музея, Джафаргулу Рустамов, открыто заявлял, что наскальные рисунки рисовали древние-древние азербайджанцы, которых называют “коulu babalarımız” – “наши предки”.

Музей в Гобустане стал частью национальной идентичности, в котором якобы отражена 10000-летняя история Азербайджана. И им гордятся, что, действительно, не видано для музея доисторической истории. Детей отправляют на экскурсии, смотреть на своих “предков”. НАНА находит генетическую связь гобустанцев и азербайджанцев, в учебниках пишут, что древние азербайджанцы хоронили своих родственников в доме, как показано на наскальной живописи, что гобустанцы якобы умели танцевать Яллы.

Хотя даже этого азербайджанцам показалось мало и нет, да и вспоминают Азохскую пещеру, с азыхантропом, которому уже 400000 лет, а то и вовсе определят всех людей, как выходцев из Азербайджана. Но тут всё-таки не так широко раскрыто всё: ведь азыхантроп – неандерталец. Но Азох всё равно выполняет роль “доказательства” того, что азербайджанцы тут раньше армян. А так достаточно и гобустанско-албанско-тюркско-азербайджанского континуума истории для этого. Так что да, в этом плане аналогов этой стране, воистину, нету.

Артур Акопян
ИАПС Антитопор

Загрузка...