Top.Mail.Ru
Армянские имена в советском искусстве | Инфотека 24

Армянские имена в советском искусстве

8 февраля Инфотека 24. Кавказ в советской культуре всегда ассоциировался с чем-то гостеприимным и благодатным. На то были объективные причины: во-первых, советские граждане, живя, почти как крепостные крестьяне, были лишены свободы передвижения и могли довольствоваться только внутренними переездами, если же кому и удавалось вырваться за рубеж, то, в основном, в страны соцлагеря и под пристальным колпаком КГБ; во-вторых, климат кавказских республик был куда мягче, чем в остальным регионах, поэтому и курортных зон в нем всегда было много.

Кавказ сыграл огромную роль для Россия, как и Россия сыграла огромную роль для Кавказа. Роль России в сохранении грузинской и армянской культур от турецкой агрессии известна, но роль Кавказа для культуры российской мы, порой, забываем.

К сожалению, эта роль не всегда положительная, ровно как и роль России в независимости закавказских республик.

Сталин, Берия, Орджоникидзе, Микоян – люди, которые сформировали диктатуру в тяжелейшие годы репрессий. Но, было бы не справедливо всю диктатуру сваливать на грузинских и армянских политиков, ее ковали и русские, и евреи: Ленин, Троцкий, Бухарин, Киров и мн.др.

При этом армяне и армянская культура, наряду с грузинской, оказывали огромную роль на формирование советской и российской культуры, политики, науки.

Я бы хотел остановиться на такое ее сфере, как искусство. Вспомним армян, без которых нельзя, в принципе, представить то, чем гордится русская нация. Да, вы не ошиблись, я говорю о гордости именно этнически русских. Наверное, они и сами не догадываются, чем они так обязаны армянам.

Моя подборка будет не исчерпывающей, в чем-то субъективной, но я думаю, многие со мной согласятся.

Важнейшее из искусств

Эдмонд Кеосаян – человек, который подарил детство тысячам советских граждан. Нет такого человека, родившегося или выросшего в СССР, который не любил бы «Неуловимых». Этот советский вестерн не может оставить равнодушными даже тех, кто не ностальгирует по советскому наследию. Фильм, конечно же, не лишен пропагандисткой жилки (особенно 2 последние части), но при этом трилогия снята настолько искренне, настолько динамично, что, если бы не пресловутая советская замкнутость, он бы мог пополнить ряды мировых вестернов.

Эдмонд Гарегинович известен советских зрителям и такими картинами как «Стряпуха», ставший этакой колхозно-романтической драмой, «Когда наступает сентябрь» – трагикомичной историей в духе семейной драмы и многими другими. Его фильмы пересматривали и пересматривают, а трем персонажам киноленты «Мужчины» еще в Армянской ССР даже был установлен памятник.

Эдмонд Кеосаян – это человек, который сформировал юношеские мечты советских подростков, который создавал красивые драмы, граничащие с мистическим реализмом и трагикомедией.

Фрунзик Мушегович Мкртчян – актер с большой буквы, артистище. Комик с всегда грустными глазами. Фильмы, с его участием стали народным достоянием: «Кавказская пленница», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мимино», «Мужчины» и др.

Его появление в фильмах всегда наполняло ленту каким-то неповторимым шармом и колоритом. Его роли были наполнены одновременно грустью и юмором, только юмором от которого не хотелось надрывать животы, а до которого нужно было додуматься, юмором, который не сразу бьет в лобовую, а оставляет после себя послевкусие.

Армен Борисович Джигарханян – настоящий титан кино. Не знает о нем, разве что только полный профан. Армен Борисович, наверное, даже знаменитей для русского человека, чем предыдущие деятели культуры. Да и, наверное, он уже ни у кого не ассоциируется с Арменией, данный артист – этакая надкультурная, наднациональная величина.

Помните Джона Сильвера из гротеской версии «Острова сокровищ»? Я теперь не могу признавать другие голоса у Сильвера! Даже читая книгу ребенку, я отчетливо представлял себе голос Джигарханяна, когда доходил до монолога пирата.

А ворчливый старик из культовой ленты «Вверх». Никто другой не смог бы так озвучить персонажа. Ну и, конечно же, его роли: в «Неуловимых», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Двое на дороге», «Собака на сене», «Короли и капуста», «Тегеран-43» и многие другие.

Джигарханян – актер с необычайной харизмой и особым дарованием, что позволяло ему играть самые разные роли, в том числе и в театре.

Анимация

Кто не помнит те самые психоделические армянские мультики! «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене…», «Три синих-синих озера малинового цвета», «Ишь ты, масленица». Я не знаю, что там употребляли создатели мультфильмов, но получилось у них нечто шедевральное, смелое и даже вызывающее. Я бы даже сказал, это больше мульты для взрослых, хотя мне они и в детстве нравились, но всю их неповторимость я оценил только в зрелом возрасте.

До сих пор этим анимационным картинам посвящают отдельные выпуски многие блогеры и видеобзорщики.

Музыка

Георгий Викторович Мовсесян  был известен советским слушателям по таким хитам как «Проводы любви», «Мои года, мои богатства» и др. У него был такой неповторимый стиль, на границе между романтической балладой и философской притчей…

Ну, а среди более продвинутой на тот момент публики всем известно было имя Стаса Намина. Это просто рок-икона советской молодежи. Настоящее имя олицетворения советских хиппи и рок-н-ролла – Анастас Микоян, но, понимая, неоднозначное прошлое этого имени, советский композитор решил выбрать более аполитичный псевдоним. У Стаса Намина были фантастические связи среди партийной элиты. Он мог позволить себе того, чего не могли позволить многие артисты в СССР. Чего только стоит легендарный рок-фестиваль в Лужниках. Никто не мог себе представить, чтобы в авторитарной державе прогремели «металлические» рифы. В тот день Запад открыл для себя Союз, а Союз, по-настоящему, раскрыл для себя западную культуру.

Я не буду сейчас вспоминать таких имен как Хачатурян, Дурян, Аратунян – эти люди не нуждаются в представлении, но писать о них лишь пару строк – слишком неблагодарно, поэтому мы остановимся на поп-культуре.

Есть еще знаменитые для нашего искусства актеры и артисты, например, Харатьян, Петросян, но о последнем, я даже упоминать не хотел бы, чтобы не портит статью.

Как итог

Никакая культура не куется только изнутри. Для нормального развития и существования нужно влияние извне, свежая струя, которая помогает разбавить замкнутость. Конечно же, вышеуказанные артисты и актеры, во многом, могут смело называться русскими, так как их основная деятельность, связана с российской культурой. Но, что такое нация? Нация, народ – такие тонкие и скользкие грани, что не совсем понятно, русская ли культура сформировала вышеуказанных мэтров культуры или армянская помогла создать культурные ценности нашего общего, отечественного, советского кино и советской же музыки музыки.

Николай Сокиркин, писатель, психолог (г. Воронеж, Россия)

Загрузка...