Top.Mail.Ru
Армяне почитают Нжде за его освободительную борьбу против Азербайджана: израильский учёный | Инфотека 24

Армяне почитают Нжде за его освободительную борьбу против Азербайджана: израильский учёный

28 января. Инфотека24.  В израильской газете Jerusalem Post вышла статья преподавателя армянской истории и культуры Еврейского университета Иерусалима Йоава Лоэффа «Армянский антисемитизм? Правда в другом», в которой автор выражает резкое несогласие с другим материалом, «При освобождении Освенцима Израиль должен изучить историю о двух памятниках», за авторством Мааян Джаффе-Хоффман, описывающим Армению как антисемитское государство.

Статья Джаффе-Хоффмана анализирует два памятника в Армении и Азербайджане, пытаясь изобразить армян как антисемитов, в противоположность любящим евреев азербайджанцам. Однако Лоэфф обвиняет своего оппонента в том, что она использует факты выборочно и даже с некоторыми существенными неточностями.

Так, работа Джаффе-Хоффман начинается с памятника Гарегину Нжде в Ереване, создавая впечатление, что «антисемитские» армяне решили прославить его наследие как нацистского коллаборациониста. «Но Нжде был, прежде всего военным героем и центральным лидером армянского освободительного движения, которое стремилось добиться независимости для своего народа после сотен лет оккупации. Он боролся против Османской империи, когда она систематически убивала собственное армянское меньшинство и сыграл важную роль в создании Первой республики Армении (1918-1920), которая после Геноцида дала страдающему армянскому народу короткий период новой надежды», – пишет господин Лоэфф.

Далее приводим текст его статьи с некоторыми сокращениями.

“Эта надежда была жестоко прервана вторжением Красной Армии в 1920 году, и молодая республика Армения была аннексирована Советским Союзом. Во время этого вторжения Нжде возглавил борьбу за то, чтобы предотвратить попытку Советского Союза передать основные районы на юге Армении недавно возникшему Азербайджану, стране, которая была создана Советами. Эта борьба была частично успешной, хотя два исторически армянских района, Нагорный Карабах и Нахиджеван (место рождения Нжде) были переданы азербайджанцам в рамках советской политики «разделяй и властвуй».

Это правда, что Нжде вступил в армию нацистской Германии, где он служил в течение короткого периода. Нет никакого оправдания этому сотрудничеству, хотя совершенно очевидно, что его мотивация присоединения к Вермахту не имела ничего общего с антисемитизмом, – только наивную надежда на то, что это сотрудничество могло бы привести к освобождению армянского народа. Это была не единственная ошибка, которую он совершил, поскольку сразу после того, как он осознал, что этот путь не будет эффективным, он вновь попытался установить сотрудничество, на этот раз со Сталиным.

Сталин послал Нжде сообщение, чтобы тот приехал для обсуждения этого вопроса в Москву, где Нжде был арестован и закончил свою жизнь в тюрьме. Нжде хвалят в Армении не за сотрудничество с нацистами, а за его непрекращавшуюся борьбу за освобождение армянского народа.

Джефф-Хоффман продолжает свою теорию об антисемитизме в Армении. Я довольно много путешествую по всей Армении, как самостоятельно, так и с другими евреями и израильтянами. Я всегда проясняю, что я еврей и израильтянин, и никогда не слышал намека на антисемитское выражение. Если есть некоторая критика, то, как правило, речь идет о том, что Израиль не решается признать геноцид армян, совершенный Османской империей и приведший к истреблению около 1,5 миллионов армян во время Первой мировой войны и являющийся своего рода «генеральной репетицией» Холокоста.

Другое направление критики касается союза Израиля с азербайджанской диктатурой, врагом Армении. К сожалению, вы можете найти в Армении сильное чувство национализма, не очень отличающееся от того, что мы переживаем здесь, в Израиле.

Маленькая еврейская община Армении никогда не страдала от антисемитизма на своей второй родине. Большинство из ее членов уехали в начале 1990-х годов, после сильного землетрясения на севере страны в 1988 году и распада Советского Союза. В то время во время Карабахской войны Армения страдала от тяжелого экономического кризиса и нехватки предметов первой необходимости. Многие люди покинули страну в поисках лучшей жизни за границей. Уезжали не только евреи, но у евреев был легкий путь – переехать в Израиль. Они уехали не потому, что столкнулись с антисемитизмом; они уехали потому, что искали лучшей жизни.

Джаффе-Хоффман ссылается на то, что она называет «жестоким вторжением» в Нагорный Карабах со стороны Армении. Она «забыла» упомянуть, что этот регион был заселен с древних времен в основном армянами. Они по-прежнему были там большинством даже после 70 лет суверенитета советских азербайджанцев, стремившихся изменить эту демографическую ситуацию.

Она также игнорирует тот факт, что карабахские армяне требовали освобождения после долгой истории устроенных азербайджанцами армянских погромов в Баку, Шуши, Сумгаите и других местах, начиная с 1900-х годов, затем в 1920-е гг. и в 1988-м. История – это замечательный голливудский фильм с четким различием между хорошими и плохими парнями, когда вы игнорируете факты, которые не подтверждают ваш тезис.

В заключение я хотел бы обратить внимание на три факта. Во-первых, в течение многих лет в центре Еревана стоит памятник с надписями на иврите и армянском языке, посвященный Холокосту и Геноциду армян. К сожалению, в Израиле нет такого же памятника.

Во-вторых, Армения отправила своего самого высокопоставленного гражданина на Всемирный форум по Холокосту в Иерусалиме. Этот гражданин – Армен Саркисян, президент Армении.

В-третьих, Армения решила в ближайшее время открыть посольство в Израиле, независимо от того, будет ли Израиль открывать его в Ереване. Не может быть более четких свидетельств того, что Армения выступает против антисемитизма”.

Загрузка...