ПОЛИТИКА

Победив коррупцию, мы получим Новый Арцах: председатель Союза ветеранов Афганской войны

12 января. Инфотека 24. В преддверии запланированных на март 2020 года в Арцахе общегосударственных выборов республика переживает беспрецедентный уровень политической активности. Помимо уже давно известных арцахских партий, был создан ряд новых, многие из которых уже обходят по рейтингам своих  более опытных конкурентов. Одной из таких «молодых» партий является «Завтрашний Арцах», позиционирующая себя как оппозиционное действующей власти объединение носителей ценностей прошедшей в Армении «Бархатной революции» . Один из ее сопредседателей, Ваграм Каграманян, являющийся также председателем арцахского Союза ветеранов Афганской войны, любезно согласился прояснить для нас перипетии предвыборной борьбы в республике.

Ваграм, вы возглавляете Союз ветеранов Афганской войны. Сколько в Арцахе воинов-афганцев и чем занимается ваша организация?

На сегодняшний день в нашей организации состоят 64 человека. Поскольку мы внесли изменения в устав, членами нашей организации могут быть и участники других локальных военных конфликтов – то есть те, кто служил в составе советской армии в разных уголках мира – к примеру, в Анголе, могут также быть членами нашего союза. У нас есть и члены, которые являются ветеранами Арцахской войны. В основном  мы занимаемся социальными проблемами ветеранов, оказываем им социальную поддержку. Мы являемся организацией, консолидирующей этих людей, пытаемся интегрировать их в государственные и общественные структуры, при необходимости оказываем этим ребятам юридическую помощь, консультируем в вопросах создания бизнеса. Сейчас, например, мы подняли очень важный вопрос о правовом статусе участников Арцахской войны. Также занимаемся военно-патриотическим воспитанием молодежи, преподнося молодым людям высокие ценности, посещаем военные части, образовательные учреждения, рассказываем о пройденном нами боевом пути. Одним словом, выполняем наши функции, согласно уставу, и во благо членов организации. В последнее время у нас наладился контакт с Союзами ветеранов Афганской войны Армении и России. Мы получили официальное приглашение и приняли участие во Всеобщей конференции ветеранов локальных войн организованной Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ в 2018 году. Стараемся не вовлекать организацию в политику.

Тогда как вы пришли в политику, и что вас привело именно в оппозицию действующей власти?

Честно говоря, это желание появилось у меня после апрельской войны 2016 года, когда стало понятно, что  у нас – серьезные проблемы в сфере безопасности. И не только там, но и во всей государственной системе выявились серьезные упущения, а власти не предпринимали никаких рациональных действий.

Хорошо, но каковы ваши основные претензии к властям?

Как выяснилось, у них первостепенными целями были не польза государства, а узкие личные интересы. Фактически, мы имели государство в государстве, когда, на первый взгляд, люди приходили к власти через выборы, по закону, на должности назначались чиновники тоже вроде бы по закону, а потом они использовали власть и должности для своей выгоды – в своих интересах и интересах своих приближенных и близких людей. В моем случае это был отчасти вынужденный шаг – отказаться от государственной должности и заняться политикой. Существует банальная истина: «Если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой». Кроме того, мы любим свою страну, в свое время и встали на ее защиту.

Кого вы поддерживаете на президентских выборах в Арцахе и как оцениваете шансы кандидатов?

Если сказать коротко – сейчас мы поддерживаем кандидатуру Масиса Маиляна, можно сказать, что мы – его команда. Почему его? Благодаря государственному мышлению Маиляна. Представленная им повестка является общегосударственной. Это – объединение Арцаха, Армении и Диаспоры в единую силу. То есть Маилян предлагает консолидацию всего армянства,  верховенство закона, а главное, его лозунг «Новый Арцах» означает взглянуть на Арцах по-новому, освободиться от не оправдавших себя устоев и негативных явлений, как, например, понятия «ляв тха» (жаргонное выражение, означающее буквально «хороший парень»  — авторитетный человек — А.Е.), страна «ляв тханер», ведомая волей отдельных личностей. Они сделали государство принадлежащим не народу, а отдельным лицам.  Основным качеством, за которое мы поддерживаем Масиса Маиляам является его конструктивная позиция. Есть и другие. Он искусно владеет на данный момент необходимой для страны профессией, ответственен за сферу внешней политики, знаком со всеми дипломатическими и внешнеполитическими нюансами. Если отталкиваться от, так называемых, «фаворитов» грядущих выборов, то наша партия является оппозиционной действующим властям, а конкретно, преобладающей в парламенте нынешнего созыва партии «Свободная Родина», Демократической партии Арцаха, почему нет, и «Дашнакцутюн», которая также представляет действующую власть. Почему мы стали оппозицией им? Потому, что считаем, что они являются носителями ценностей старых властей Армении и их продолжателями, этаким тянущимся хвостом. Мы, как и общество Армении отвергли эти власти, и предлагаем новую повестку – государство закона, власть закона, равенство и справедливость во всех сферах.

Одним из аргументов противников Масиса Маиляна является то, что он не связан с армией и, якобы, поэтому не может быть главой воюющего государства. Как бы вы на него ответили как человек, с армией как раз связанный и имеющий богатый боевой опыт?

Да, в Карабахскую войну я воевал почти во всех районах боевых действий, кроме Мартакертского и Шаумяновского, и отвечу следующим образом… Боевые генералы уже показали свое истинное лицо, равно, как и умение управлять страной. Было бы хорошо, если бы каждый делал свое дело, как это было раньше, а не как сейчас, когда они занимаются несколькими сферами сразу. Мы хотим, грубо говоря, сломать стереотип о том, что государством должен управлять военный. Этот подход однозначно неприемлем. Я лично считаю, что мы должны иметь лидера  с широким кругозором, широкими взглядами и искушенного в политике – особенно в данный момент. И обязательно это должна быть принципиальная личность. В ответ на ваш вопрос напомню также, что именно Масис Маилян в 1994 году в Бишкеке принимал активное участие в процессе мирного урегулирования Карабахского конфликта. Ввиду своей деятельности он был вовлечен в политические процессы и, что интересно, имеет большую популярность в обществе. Общественность его принимает, в народе  у него добрая слава. Вообще я считаю, что нельзя забывать, какой путь прошел человек. Но тот стереотип, что военный должен управлять страной – однозначно неприемлем для меня. Страной должны управлять мудрые, подготовленные люди, которые хорошо представляют сферы государственного и общественного управления, могут что-либо изменить. А наше общество крайне нуждается в этих изменениях. Я тоже прошел очень насыщенный боевой путь, и таких, как я,  в Арцахе и Армении много. Если каждый из нас будет заявлять, что он был неоднократно ранен, освободил несколько постов – то он должен претендовать на пост президента? Это неправильно.

В целом я считаю, что нужно представить обществу имеющихся кандидатов, чтобы народ хоть раз получил возможность сделать выбор. Если он выберет военачальника – пусть выберет военачальника, если выберет мудреца – пусть будет он, если захочет выбрать политика – пусть страну возглавит политик. Но пусть хотя бы раз у народа будет шанс определить это. Не так, чтобы из Еревана сказали, кого выбрать, или чтобы прежняя власть воспроизвелась. Люди, которые, как мы, прошли серьезный боевой путь, стоят рядом с Масисом Маиляном —  с учетом всех имеющихся обстоятельств. Он очень дальновидный деятель, при этом очень скромный и вежливый по отношению к каждому, и много таких военных, как я, его поддерживают. То есть военные не обязательно должны поддерживать таких же военных или представителей старой власти.

Вот вы говорите о Новом Арцахе… Но что конкретно вы вкладываете в эти слова? Каким бы вы хотели видеть Новый Арцах?

Это очень важный вопрос. Разрушительным элементом каждого государства является коррупция. Она бьет по основам даже развитых стран. Так или иначе государственные институты выполняют свои функции – вопрос в том, как они их выполняют. Какие новые технологии и методы внедряют, насколько государственная система в целом результативна. В Новом Арцахе мы видим непримиримую борьбу с коррупцией. Сейчас мы стоим перед фактом: если мы будем иметь государственную систему без коррупции – мы получим Новый Арцах. Как мы понимаем коррупцию? Как любое действие или шаг любого высокопоставленного чиновника или политика, которое совершается в пользу какого-либо лица или круга лиц или же во вред государственным интересам – именно это является коррупцией в классическом понимании, а не взятки, знакомства, связи или отдельные привилегии. Если мы сможем искоренить это явление из государственной системы, государственные органы будут выполнять свои функции, то в кадровой политике мы сможем выбирать лучших, а страну делают кадры. Это факт. В условиях коррупции мы не сможем вести правильную кадровую политику. Есть и другое обоснование. По фактам. В 2007 году, когда президентом Арцаха стал Бако Саакян, он смог проявить политическую волю и искоренить коррупцию в правоохранительной системе. Но в результате мы получили еще более коррумпированную систему. Развилось покровительство, что куда более опасно, чем взятка. Начало действовать телефонное право — в прокуратуре, следственных органах и так далее. Наступила централизованная, организованная, «легализованная» сверху коррупция.  Это нанесло серьезный удар по экономике, по государственной системе и по вере людей в справедливость. Очень важно отметить, что, мы, якобы, искоренили коррупцию в правоохранительной системе, но с другой стороны ее стало еще больше. И не без ведома властей.

Беседовал Антон Евстратов