АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Военные аспекты сотрудничества Тбилиси и Анкары: Турция выделит Грузии 17 млн долларов на оборонные расходы

26 декабря. Инфотека24. Турция из собственного бюджета выделит Министерству обороны Грузии грант в размере 100 млн турецких лир (около 17 миллионов долларов). Соглашение об этом было достигнуто в Анкаре, на встрече министров обороны Грузии Ираклия Гарибашвили и министра обороны Турции Улуси Акара. Об этом сообщает пресс-служба МО Грузии.

На встрече было достигнуто соглашение о выделении гранта на 17 млн. долларов. Грузия же обязывается потратить эти деньги на приобретение различного снаряжения у турецких военно-промышленных компаний. Таким образом Турция как затягивает Грузию в свою сферу влияния, так и проводит протекционистскую политику для собственного ВПК. Соглашения подобного рода Грузия и Турция подписывают ежегодно.

Также на встрече обсуждался вопрос углубления сотрудничества в сфере обороны с Азербайджаном. Напомним, что Грузия, Турция и Азербайджан проводят регулярные встречи на уровне министров обороны и начальников генштабов, где проводятся обсуждения совместных учений и других мероприятий.

Сам формат трехстороннего сотрудничества на политическом и военном уровне был заложен в 2012 году, на конференции в Батуми. Первоочередной целью этого соглашения было именно военное сотрудничество. На территории трех стран ежегодно проходят совместные учения. Отдельно стоит выделить учения «Кавказский орел», в которых принимают участие подразделения специальных сил и учения Eternity, в рамках которых отрабатываются действия по обороне важных инфраструктурных объектов.

Кроме военного, также секторальное сотрудничество касается и политико-экономических вопросов. Турции не только удалось завоевать доверие Баку, что не составляло особого труда, но и втянуть в союз Грузию, применив при этом все рычаги давления. Последним шагом стало участие Грузии в проекте TANAP — газопроводе в Европу.TANAP — крупнейший компонент «Южного газового коридора», через который азербайджанский газ будет поступать в Европу. Теперь газ с месторождений «Шах-Дениз» будет поступать к грузино-турецкой границе, а далее к западной границе Турции. Затем газ попадает в Трансанатолийский трубопровод (TAP), строительство которого завершено на 90%. На своем пути трубопровод встретил препятствия в виде некоторых политических кругов в Италии, а также движения экологов. Но сейчас можно с уверенностью констатировать, что проект будет завершен в ближайшие сроки.

Военное сотрудничество не ограничивается только учениями. Достоверно известно, что в начала 2010 годов грузинская сторона передала Азербайджану технологии ремонта и производства штурмовиков Су-25. Напомним, что в Тбилиси находился один из нескольких заводов по производству данного типа самолетов. Однако, после разрыва отношений с Россией, ввиду невозможности закупать на российском рынке новые запчасти и детали. Из-за этого производство и ремонт штурмовиков на данном заводе был прекращен. Технология, переданная Азербайджану, используется ими на ремонтном заводе в Сумгаите. В интернете также появлялась информация о продаже Грузией Азербайджану артиллерийского вооружения — минометов. Однако во время визита министра обороны Грузии Тинатин Хидашели в Ереван в 2017 году, она заявила, что это дезинформация и спекуляции.

В свою очередь Грузии продает вооружение Турция. Начиная с военной формы, до техники, винтовок и боеприпасов. Крупнейшей поставкой турецкого вооружения является приобретение Грузией бронетранспортеров Nurol EJDER и бронемашин Otokar Cobra. Грузинские военнослужащие проходят активную подготовку в Турции. На территории самой Грузии существует Сачхерская школа горной подготовки, построенная при помощи Франции. В этой школе регулярно проходят подготовку бойцы горно-стрелковых подразделений Азербайджана и Турции, а также других стран членов НАТО и их партнеров, в том числе и Армении.

Турецкий БТР Nurol Ejder ВС Грузии

Одновременно с этим Турция проводит в Грузии активную политику так называемой «мягкой силы». Например, при помощи финансирования из Турции в Батуми, столице Аджарской автономной республики, был построен международный аэропорт. Однако при изучении документов на использование оказалось, что фактически аэропорт принадлежит не грузинской, а турецкой стороне. Вплоть до того, что рейсы в Батуми для турецких авиалиний являются внутренними, а в самом аэропорту есть отдельный терминал для турецких граждан. 

Отметим, что союз Грузии, Турции и Азербайджана в этом формате не объединяет их против какого-то общего врага. Как грузинская сторона пытается всячески избегать темы армяно-азербайджанского конфликта, так и Турция с Азербайджаном занимают сдержанную политическую позицию в вопросе грузино-российских отношений и конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (Самачабло).В Грузия учитывают и тот факт, что если формат данного союза станет нести антиармянский характер и станет поперек интересам Армении, то это однозначно негативно отразится на ситуации в регионе.

В данном случае объединяющим фактором для этих стран являются общие геополитические вызовы и совместные экономические интересы. Это хорошо видно исходя из формы союза — две мусульманские и одна христианская страна, с совершенно разными векторами внешней политики, культурой и внутриполитическим состоянием.