АЗЕРБАЙДЖАНАРМЕНИЯПОЛИТИКА

Давид Алавердян. Лицом к лицу с мифами: 4 дня в Азербайджане

Итак, взаимный визит армянских и азербайджанских журналистов состоялся. Всего месяц назад он казался невозможным, однако сегодня это уже реальность. 17-21 ноября трое армянских журналистов, среди которых был и я, посетили Баку, Губу и Гандзак (Гянджу), а трое азербайджанских журналистов в те дни побывали в Ереване, Дилижане, Шуши и Степанакерте.

Независимо от результатов программы, которые пока неясны, она была исключительной по нескольким причинам:

— впервые за последние десять лет Азербайджан посетил представляющий Арцах журналист, в данном случае – Эдгар Элбакян, который известен также как азербайджановед;

— представители ведущих азербайджанских электронных СМИ впервые посетили Арцах, получив возможность собственными глазами увидеть идущие там процессы;

— программа полностью была подготовлена сторонами, причем арцахская часть была подготовлена именно МИД Арцаха – без вмешательства и поддержки официального Еревана. Более того, безопасность азербайджанских журналистов на территории Арцаха обеспечивали местные службы безопасности, а сопровождал их арцахский ученый. МИД Арцаха посредством ОБСЕ непосредственно связалось с властями Азербайджана и обсудило подробности арцахской части визита;

— помимо офиса Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ, никакие иные международные структуры, посольства или посредники не участвовали ни в переговорах, ни в самом процессе, а это означает, что никто из них не сможет «пиариться» за счет программы, как это случалось ранее.

— в рамках программы ни в Армении, ни в Азербайджане, ни в Арцахе не были предусмотрены встречи с государственными чиновниками.

Давид Алавердян, главный редактор Mediamax

— основной акцент «зеркальной» программы был сделан на встречах с журналистами и представителями общественных организаций, которые проходили в неформальной обстановке и без камер.

Пожалуй, этого достаточно, чтобы убедиться в исключительности программы. В случае ее успеха другие армянские и азербайджанские журналисты также смогут в дальнейшем осуществлять взаимные визиты. Вопрос лишь в том, что именно каждая из сторон, в том числе — сопредседатели Минской группы ОБСЕ, посчитает для себя успехом.

Теперь непосредственно о нашем визите. Он стартовал 17 ноября со встречи в Тбилиси с Личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком и его командой. После встречи прямым рейсом Тбилиси-Баку мы отправились в столицу Азербайджана и прибыли туда после полуночи. Наши азербайджанские коллеги пересекли границу Армении еще в полдень и за это время уже успели познакомиться с Дилижаном и вечерним Ереваном.

Нашу безопасность на самом высоком уровне обеспечивали 12 сотрудников Государственной службы безопасности Азербайджана, а в многолюдных местах их число достигало нескольких десятков. Не знаю, возможно, нашей жизни и здоровью действительно угрожала большая опасность, но было достаточно непривычно постоянно быть окруженными десятками накачанных мужчин, что плюс ко всему привлекало внимание прохожих.

Все те люди, с которыми мы встречались и беседовали в течение этих 4 дней, оставили на нас впечатление заранее выбранных и подготовленных. С азербайджанской стороны визит готовил аппарат президента, а не МИД. Возможно, поэтому все наши собеседники с такой ответственностью подходили к беседе с нами и так дружелюбно нас принимали. Многие подчеркивали, что впервые видят армян. Об этих встречах и визитах расскажу в следующей колонке, а сегодня хочу сфокусироваться на тех вопросах, которые волновали меня больше всего, и которые побудили меня поехать в Баку.

В первую очередь, отмечу, что, получив приглашение, я ни секунды не колебался и сразу дал положительный ответ, не зная каких-либо подробностей. По моему мнению, так поступил бы любой профессиональный журналист. Увидеть собственными глазами действительность, получить информацию из первоисточников, общаться с разными людьми – все это бесценно для журналиста.

Перед поездкой в Баку наряду с другими многочисленными вопросами меня как журналиста больше всего интересовали два: к чему готовится Азербайджан – к войне или к миру? И второй – на какие уступки готово пойти азербайджанское общество ради мирного урегулирования?

Ответа на первый вопрос я так и не получил. Но внешне создалось впечатление, что обычные азербайджанцы, так же как и армяне, не хотят новой войны и надеются, что рано или поздно конфликт удастся решить мирным путем. Официальная пропаганда внушила им, что экономическая ситуация в Армении и Арцахе ухудшается, и всего через несколько лет армяне на коленях станут просить Азербайджан о помощи.

В Баку и других крупных городах жизнь достаточно активна, люди не хотят потерять стабильный заработок и имущество, пожертвовав всем этим ради победы на поле боя, тем более, что это победа не гарантирована. С другой стороны, военная риторика в Азербайджане гораздо сильнее, чем у нас, и общество живет в ожидании надвигающейся войны. К сожалению, нам не удалось побеседовать с обычными прохожими на улицах, однако остальные наши контакты показали, что уровень агрессии, ненависти к армянам еще не достиг критической отметки, несмотря на многочисленные шаги правительства Ильхама Алиева.

Что касается готовности к взаимным уступкам, то здесь каких-либо поводов для радости пока нет. Мысль о независимости Арцаха де-юре просто сводит с ума азербайджанцев – и журналистов, и представителей общественного сектора, и чиновников. Не имея объективных представлений о том, что в действительности происходит в Арцахе, в Баку руководствуются странными мифами и легендами, о которых я расскажу отдельно. Когда мы спрашивали, на какие уступки или компромиссы готовы наши собеседники, они отмечали «самую широкую автономию» в составе Азербайджана, обещали право на собственную полицию и органы безопасности, большие инвестиции и социальные программы, даже асфальтирование и капитальное строительство дорог, даже не понимая, что все это уже давно реализуется в Арцахе и как все это ничтожно по сравнению с угрозой физического исчезновения, которая словно дамоклов меч постоянно висит над головами армян Арцаха. Эти абсурдные идеи настолько углубились, что, в конце концов, мой коллега из Общественного телевидения Арцаха спросил: «А вы бы согласились, чтобы Азербайджан вошел в состав, скажем, Германии, если бы последняя пообещала большие инвестиции в экономику и строительство заводов?».

В завершение данной колонки хотел бы ответить тем пессимистам, которые ставят под сомнение целесообразность подобных визитов. Мы, журналисты, не являемся ни государственными чиновниками, ни общественными деятелями. Наша работа – задавать вопросы и информировать общественность. Нельзя лишать журналистов права на достоверную и правдивую информацию, поиск мнений, комментариев.

Там, где нет правды, создается плодородная почва для лжи, фальсификации, мифов и манипуляций. Да, я за то, чтобы и другие армянские журналисты получили возможность посетить Азербайджан. Я также сторонник того, чтобы азербайджанские журналисты приезжали в Армению и особенно — в Арцах. Я понимаю, что их репортажи не всегда будут объективными и правдивыми. Но ведь и это является показателем того, насколько мы разные и насколько свободным и плюралистическим является наше общество.

Можете быть уверены, что любой подобный визит способствует укреплению убеждения, что Арцах не может быть в составе Азербайджана. Как минимум трое азербайджанских журналистов в глубине души уже осознают это.

Давид Алавердян — главный редактор Медиамакс и доцент факультета журналистики ЕГУ. Mediamax