АРМЕНИЯПОЛИТИКА

Вице-спикер НС РА: Горькие таблетки, которые должны были проглотить народы Германии и Армении, не были одинаковыми

7-11 ноября вице-спикер НС Армении Лена Назарян приняла участие в форуме “Берлинская стена 30 – от разделенного города к городу свобод”, выступив с нижеприводимой речью:

“Есть ли что-либо, не любящее стену…”

Дамы и господа!

Очень рада, что как вице-спикер НС РА причастна к этому историческому событию – 30-летию падения Берлинской стены.

Благодарю представителей Академии культурной дипломатии за приглашение, а также за возможность выступить на этом форуме.

В Армении я занимаю высокую государственную должность, но сегодня не буду говорить лишь как государственное должностное лицо. Буду говорить также как участник совершенной в Армении в 2018-м Бархатной революции, которая иначе известна как Революция Любви и Согласия. Буду говорить как активист, которая внесла свой вклад в процесс демократизации Армении. Буду говорить как человек, который еще в детском возрасте был взволнован падением Берлинской стены. Буду говорить как один из тех, кто позднее, после развала СССР, влился в ряды всех тех, кто привел в движение колеса, разрушающие структуру глобального авторитаризма.

Год назад, осенью 2018 г., армянский народ решил еще более продвинуть революционные волны и начал борьбу с системной коррупцией в нашей стране. Армянский народ был тверд в своем решении – “убрать кирпичи воздвигнутой прежней полуавторитарной администрацией Армении высокой башни”.

И в качестве первого шага была организация новых и свободных парламентских выборов в Армении. После формирования нового парламента мы, совместно с новым правительством и другими демократическими институтами, приступили к реализации реформ, в том числе к устранению созданных прежней администрацией препятствий.

По моему глубокому убеждению, эти совместные усилия составляют часть более широкого подтекста, наши инициативы преемственны и созвучны той логике, которой были привержены берлинцы и общества прежнего Восточного блока и Советских стран почти три десятилетия назад.

По иронии судьбы Берлинская стена, являвшаяся показательным символом разделения, сегодня стала символизирующим единство воспоминанием – против железных занавесов, против страха, против политических преследований.

Берлинская стена для всех нас – людей по эту или ту сторону баррикад – воспоминание о том, что стена есть стена, может разделять семьи, может сделать внутреннее внешним, может различать наши ложные представления, наши искаженные восприятия инаковости превратить в реальность повседневной нормальной жизни обычных людей.

Иначе говоря, то, что мы сегодня отмечаем, проблема не только международной и внутренней политики. Это событие изменило политическую карту Европы и ознаменовало возрождение демократии на всем континенте. Сегодня мы также отмечаем событие, которое вновь объединило семьи, сообщило людям мобильность, чувство свободы и солидарности.

Сегодня мы чествуем событие, которое, по-моему, полностью подчеркивает, что означает быть человеком, жить как человек и действовать как человек. Настоящее, в котором мы живем, может казаться более светлым, чем прошлое, которое мы имели. Но это прошлое, которое никогда не надо забывать. Радость достижений не должна нас делать слепыми в отношении обстоятельств прошлого, которые когда-либо, еще в 1961-м, сделали возможными многочисленные негативные последствия – из-за протянувшейся посреди всего города стены.

Сегодняшнее мероприятие подчеркивает также важность усвоения уроков прошлого. Мы должны думать о политических условиях и политическом мышлении, позволивших довести ненависть до таких масштабов. Мы должны выяснить их причины и проанализировать те тяжелые последствия, которые следуют за всеми подобными решениями.

Именно поэтому крайне важно, чтобы мы взяли на себя обязательство не оставлять камня на камне, когда речь идет о разрушении стен, разъединяющих нас или расшатывающих демократию.

1989 год был бурным. В конце весны и начале лета, когда жители Венгрии стали ломать пограничные заграждения между Венгрией и Австрией, и когда жители Берлина в ноябре рушили свою стену позора, народ Армении также, годом раньше, начал оспаривать установленные для нас Советским режимом границы. Целью армянского народа было законным инструментарием и мирным путем устранить разделение между жителями двух армянских образований – собственно Арменией и автономной областью Нагорного Карабаха. В ти дни, когда в Берлине рухнул самый яркий символ периода холодной войны, власти Советского Азербайджана делали все возможное, чтобы подавить эти демократические развития.

Они заблокировали Армению, а также Лачинский коридор – единственный путь, соединяющий Армению с Нагорным Карабахом. Это накалило обстановку, и в регионе сложилось военное противостояние больших масштабов.

Спустя три десятилетия конфликт продолжает оставаться неурегулированным.

Хотя блокада Лачинского коридора была снята, но до сих пор границы Армении с Азербайджаном, следовательно и с Турцией, продолжают оставаться закрытыми.

Призрак этого полузамороженного конфликта, до последнего времени, является весьма важным фоновым фактором, эффективным инструментом в Армении и Азербайджане, где ситуация неизменна для подавления демократических устремлений, нарушений прав человека и их оправдания, игнорирования требований народа о реформах и переменах, и, что самое главное, — для сохранения прочных позиций местных полуавторитарных режимов.

Нагорно-Карабахский конфликт за долгие годы создал колоссальные препоны в этом регионе для плавного долговременного перехода к демократии и устойчивого процветания.

Горькие таблетки, которые должны были проглотить народы Германии и Армении, не были одинаковыми. Тем не менее, оба испытания показывают, что нет такого авторитаризма, который может достичь успеха, пытаясь разделить людей навсегда. Нет таких стен, а также блокад или баррикад, цепей или смирительных рубашек, которые вечны.

И действительно, характер авторитарных режимов таков, что они должны внедрять ограничения и насаждать нетерпимость. По своему свойству авторитарные режимы должны рисовать железные занавесы и строить стальные или железобетонные ограды. По своему характеру авторитарные режимы должны навязывать людям неподвижность мысли и действий.

В то же время характер человеческого духа таков, что найдет ворота освобождения. Именно поэтому мы не должны закрывать глаза на это основное свойство человека. Взамен мы должны сообщать жизнь таким стремлениям, должны сообщать плоть подобным требованиям, а также поощрять ценности свободной мысли, демократии, прав человека и солидарности – будь то внутри нашей страны, или во внешнем мире.
Неизбежно, что железные занавесы когда-нибудь исчезнут. Неизбежно также, что в один прекрасный день стены авторитаризма также обрушатся. Но они оставляют неизгладимый след в наших воспоминаниях. Оно всегда оставляют за собой следы повреждений – неравенства и антагонизма.

Важно подчеркнуть, что физическое уничтожение любой стены вызывает пустоту, которая делает долгим свое незримое присутствие – присутствие разброда в наших головах и в нашей жизни.

Берлинская стена символизировала боль, раздор, репрессии и антагонизм. 30 лет назад ее разрушение вселяло надежду и веру, что мы стоим на пороге новой эпохи. Многое изменилось, но также не секрет, что раздор, который разделял Запад и Восток, не преодолен полностью.

Невидимые разделительные стены продолжают безмятежно жить даже внутри тех обществ, которые имеют многолетние традиции состоявшейся демократии. Тревожен факт роста в Европе антидемократических сил.

Их сепаратистская риторика направлена на нахождение путей восстановления в Европе раскола Запад – Восток.

Мы должны обратить весьма серьезное внимание на такие развития и рассматривать их как призыв к отрезвлению. Эти новые вызовы демократии придают 30-летию падения Берлинской стены новое значение.

Эта годовщина должна воодушевить нас продолжать дело наших родителей, но с большей тонкостью и чувствительностью отнестись к существующим незримым стенам. Это требует смелости, а также терпения и последовательности. Таким образом, в первую очередь мы сможем обнаружить невидимые стены и лишь потом предпринять шаги для их разрушения. действительно, сегодня наша задача – устранить подобные препоны и поощрить равенство и согласие.