АНАЛИТИКАПОЛИТИКА

Маркедонов рассказал о нюансах визита Лаврова в Ереван

10-11 ноября министр иностранных дел Сергей Лавров посетил Ереван. Россия рассматривает Армению в качестве своего стратегического союзника не только в Закавказье, но и на постсоветском пространстве в целом. Встречи и переговоры между высшими должностными лицами двух государств носят регулярный характер. Однако в прошедшем визите главы МИД РФ были свои интересные нюансы.

Во-первых, Сергей Лавров не посещал Ереван после того, как в результате «бархатной революции» в Армении сменилась власть. Конечно, можно сказать, что график министра насыщенный, в его календаре запланировано множество визитов и переговоров на разных зарубежных площадках. И, скорее всего, «ереванская пауза» объясняется протокольно-процедурными, а не какими-то политическими соображениями. Но, говоря о российско-армянских отношениях, стоит постоянно держать в голове асимметрию их восприятия в Москве и в Ереване. В Армении любым действиям России придают особое значение. Не менее ревностно ведут мониторинг поездок российских высших представителей в Баку и в Анкару. Как следствие, повышенный интерес к ноябрьскому визиту Лаврова. Учитывая насыщенную повестку дня российского министра (он провел встречи с премьер-министром Николом Пашиняном, президентом Арменом Саркисяном, своим армянским коллегой Зограбом Мнацаканяном), такое внимание было оправданным.

Во-вторых, в ходе визита Лаврова прозвучали некоторые важные сигналы, призванные успокоить скептиков, сомневающихся в сохранении прежнего уровня двустороннего взаимодействия после событий прошлого года. Стоит отметить слова Пашиняна о том, что российско-армянские отношения после «бархатной революции» стали динамичнее. Это — не дань политкорректности, а признание того, что новое правительство не собирается пересматривать внешнеполитический курс предшественников. Внутренняя политика — одно, а союзничество с Москвой — совсем другое. Данный тезис несколько иными словами озвучил и Лавров, что в свою очередь было призвано продемонстрировать готовность России работать с разными политиками Армении, если они заинтересованы в стратегической кооперации.

Но, пожалуй, самый щепетильный вопрос — это завершение переговоров по меморандуму о допуске российских специалистов в биолаборатории Армении. Эти центры созданы на американские средства, работают в закрытом режиме, и, не секрет, вызывают подозрения со стороны Москвы. Продвижение на данном траке поможет снять эти сомнения, укрепив доверие между РФ и Арменией.

Сергей Маркедонов/Bunin & Co