ПОЛИТИКА

Роль армянской общины в протестах и внутренней политике Ливана: интервью с Егия Ташджяном

Ливан на протяжении последних дней объят довольно неожиданными для стороннего наблюдателя протестными акциями. Они оказались настолько сильными, что правительство страны во главе с премьер-министром Саадом Харири вынуждено было уйти в отставку. Но протест не стихает, и на улицах ливанских городов — по-прежнему тысячи людей. Значительной частью населения и немаловажным компонентом политического устройства Ливана является его армянская община. О том, что несут протесты для нее, и каково место армян в современной ливанской политической структуре, мы поговорили с постоянно проживающим в Бейруте экспертом по ближневосточному региону и ученым Егия Ташджяном. 

Господин Ташджян, каковы причины протестов в Ливане, и кто они — участники протестных акций?

Протестное движение в Ливане имеет социально-экономические предпосылки. Протестующие требуют социальной справедливости, прекращения коррупции, подотчетности власти и возвращения украденных денег, занятости и так далее. По мере того, как правительство начало повышать налоги, а экономическая ситуация еще больше ухудшилась, разочарование среди молодежи возросло и вылилось на улицы. Однако вскоре движение политизировалось и потребовало отставки правительства, которое в итоге ушло. Я принимал участие в некоторых протестах. Они были полны революционного духа. Молодежь была счастлива, танцевала, пила и пела. По словам Асефа Баята, ливанцы «вернули себе молодость». Я общался с разными участниками антиправительственных акций, и выделил бы четыре категории групп протестующих:

— В основном состоящие из анархистов и коммунистов, которые предлагают радикальные изменения. Они требуют падения всей основанной на конфессиональном балансе системы Ливана и проводят политику, связанную с социальной справедливостью, отказываясь от приватизации государственных секторов.

-В основном состоящие из либералов и левых (студентов, ученых и представителей среднего класса), которые требуют отставки президента, кабинета министров и роспуска парламента, а также досрочных выборов. Они разделились по вопросу о том, останется ли действующая конституция нетронутой или ее необходимо реформировать и секуляризировать.

-Партийцы или сторонники политических партий, которым надоели неудачи их партий и продолжающийся социально-экономический кризис. Они не хотят отставки правительства, озабочены политическим вакуумом и хаосом. Некоторые из них утверждают, что любой вакуум служит интересам Хизбаллы. Они поддерживают реформы, которые провозгласил бывший премьер-министр Саад Харири, но настаивают на том, что этого недостаточно, и необходима подотчетность власти народу.

— Те, кто просто поют и празднуют, не имея понятия о том, что происходит.

Важно отметить, что это — революция и классовая война против коррумпированной правящей элиты и семейных партий. Успех восстания будет зависеть от того, сформулируют ли люди на местах единое видение или харизматическое руководство. Оба фактора отсутствуют до сих пор.

Армяне Ливана участвуют в протестах? Какова их политическая позиция?

Да, многие ливанские армяне участвуют в акциях протеста как граждане Ливана. Армянские политические партии не ограничены в действиях, так как при отсутствии сильного правительства, некоторые из них сами отстаивают интересы армянской общины. Однако требования ливанских армян отличаются от требований других протестующих. Существует мнение, что нынешняя конфессиональная система защищает наши общинные права, и при мажоритарной системе, когда население Ливана не будет делиться на конфессии, наши требования не будут услышаны, а права — соблюдены.

Есть ли сейчас какая-либо реальная опасность для армянской общины Ливана?

В армянской общине есть ряд проблем. К примеру, число армян в Ливане уменьшается, и многие из них иммигрируют из-за экономической ситуации. Я не думаю, что в стране может начаться гражданская война, подобно тому, как это произошло в Сирии. Но социально-экономическая нестабильность сейчас является главной угрозой для общества.

Какие армянские политические силы и организации наиболее влиятельны в Ливане на данный момент? Как они взаимодействуют с иными политическими центрами притяжения — христианскими и мусульманскими?

До сих пор Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» является самой крупной и наиболее влиятельной армянской партией в Ливане. Она имеет обширную сеть школ, спортивных, культурных и политических центров на территории страны. Она представлена парламентской фракцией из трех депутатов, а всего в ливанском законодательном органе 6 армянских представителей. У «Дашнакцутюн» хорошие отношения со всеми политическими силами Ливана, как христианскими, так и мусульманскими.

Что вы думаете о роли движения «Хезболла» в современном Ливане? Каковы отношения лояльных движению шиитов с ливанскими армянами? 

«Хезболла» освободила Южный Ливан от израильской оккупации и является сдерживающей силой для Тель-Авива, она также боролась против ИГ и других радикальных исламистов в Сирии. Тем не менее, «Хезболла» стала частью ливанской политической системы и обвиняется в коррупции. Отношение «Хезболлы» к армянам положительное, существует альянс между данным движением и крупнейшей христианской политической партией «Свободное патриотическое движение», в которую входит и президент Ливанской Республики Мишель Аун.

В мире имеет место некоторый негатив, связанный с наличием у «Хезболлы» оружия, и США усиливают свое давление через экономические санкции, чтобы разоружить движение. Однако я считаю, что этот вопрос является региональным и выходит за рамки ливанского дискурса. «Хезболла» была основана и поддерживается Ираном, любая угроза «Хезболле»- это угроза национальной безопасности Ирана и наоборот. Американцы сейчас оказывают давление на ливанцев, чтобы они сформировали кабинет без «Хезболлы» — это недопустимо, поскольку «Хезболла», представляющая большое количество ливанцев, является частью ливанской политической структуры. Что же касается вопроса вооружения движения — то он может быть решен только путем диалога.

Связаться с господином Ташджяном можно по электронному адресу [email protected]

Беседовал Антон Евстратов