ОБЩЕСТВО

Рабочее совещание представителей коренных народов Азербайджана в Арцахе: итоговое коммюнике

19 октября в арцахском Гандзасаре прошло заключительное рабочее совещание представителей коренных народов Азербайджана. Организатором мероприятия выступил действующий в Ереване Институт автохтонных народов кавказско-каспийского региона. Данное совещание явилось завершением и обобщением ряда рабочих встреч представителей автохтонных народов Азербайджана с академическими кругами в Варшаве, Гааге, Тбилиси, Копенгагене, Санкт-Петербурге и Раште. Целью серии встреч неизменно являлось и является противодействие азербайджанским репрессиям и понимание конкретных перспектив борьбы коренных народов Азербайджана за свободу. 

Ниже мы приводим полный текст коммюнике итогового рабочего совещания представителей коренных народов Азербайджанской республики в Гандзасаре (Арцах).

Участники совещания констатировали:

1. В Азербайджанской республике продолжается явное ущемление прав коренных народов, неизменным остается курс на их ассимиляцию и вытеснение с территории республики. Формально задекларированное закрепление прав за коренными народами остается лишь на бумаге, тогда как в действительности права автохтонов игнорируются как в культурном, так и в общественно-политическом и экономическом плане.

Так, проблематичным остается преподавание родного языка в районах компактного проживания коренных народов, не говоря уже об обучении на родном языке. Преследуется само употребление родных языков: от представителей коренных народов на местах требуют изъясняться «на человеческом языке», т. е. «на турки» (азербайджанском). Представители коренных народов преследуются, в том числе и за хранение литературы на родных языках, в частности, словарей и учебников.

В местах компактного проживания коренных народов местная администрация формируется из азербайджанцев, тогда как коренные жители допускаются в органы управления лишь в крайних случаях и на второстепенные должности. Позиции с высоким доходом также контролируются представителями титульной нации.

Предметом негласных запретов становятся этнические и географические названия, связанные с коренными народами, их историей, языками. В качестве одиозных примеров можно привести переименование хлеба, известного как «лезгинский», организованные нападения на кафе с названием «Талыш», не говоря уже о переименовании исторического Талыша в Южную зону или замене в учебной и научной литературе исторического термина «Талышское ханство» на «Ленкаранское ханство».

Активно поощряется ассимиляция, отказ от родного языка и национальной идентичности среди коренных народов, проводится последовательная политика заселения мест их компактного проживания выходцами из других районов Азербайджана.

В то же время среди коренных народов с особой активностью ведется агрессивная антиармянская пропаганда.

2. Участники совещания уделили внимание проблеме политических репрессий в отношении лидеров народных движений коренных народов. Политические активисты преследуются по фиктивным уголовным делам, порой загадочно умирают в тюрьмах. Преследования распространяются и на активистов, находящихся вне Азербайджана, в последнем случае угрозам и репрессиям подвергаются также их проживающие в республике родственники.

Отдельная сессия совещания была посвящена делу выдающегося талышского ученого, писателя, журналиста и общественно-политического деятеля Фахраддина Абосзода (Аббасова). Отказавшийся от гражданства Азербайджанской республики и проживавший на протяжении длительного времени в Российской Федерации, Фахраддин Абосзода был арестован по запросу азербайджанской прокуратуры, а после шестимесячного заключения, вопреки решению российского суда об отказе в его выдаче Азербайджану, был фактически похищен и вывезен в Азербайджан при грубом попрании законности, постыдном попустительстве российских властей и пассивности западных правозащитных структур. Ныне Фахраддин Абосзода находится в азербайджанской тюрьме в условиях полной изоляции.

Дело Фахраддина Абосзода – еще одно подтверждение того тезиса, что в своей борьбе за права и свободу коренные народы Азербайджана должны, в первую очередь, полагаться на свои собственные силы.

В работе специальной сессии принял участие представитель московской группы адвокатов Фахраддина Абосзода Рубен Киракосян, который представил собравшимся детали дела Абосзода, нынешний статус процесса защиты, ответил на вопросы.

Участники совещания осуждают политическое преследование лидера Талышского национального движения и выражают надежду на активную работу российских правоохранительных органов и международных организаций по восстановлению законности и справедливости в деле Фахраддина Абосзода с целью его скорейшего освобождения.

3. В среде коренных народов Азербайджана давно созрело серьезное недовольство своим положением, которое они отождествляют с национальным и социальным угнетением и эксплуатацией.

Для многих символом успешной борьбы за права и свободу является независимый Арцах. Эта часть представителей коренных народов мечтает о политической независимости по примеру Нагорно-Карабахской республики.

Другая часть считает более реалистичной целью демократизацию и федерализацию Азербайджана.

Лишь меньшинство – незначительная прослойка, получающая прямую выгоду от сотрудничества с властями Азербайджана ценой отказа от своей национальной идентичности, связывает свои интересы с нынешним азербайджанским режимом.

Таким образом, в вопросе коренных народов Азербайджана присутствует не только национальный, но и социальный аспект: эффект притеснений на национальной почве усиливается на фоне социального угнетения.

4. Участники совещания особо подчеркнули необходимость перехода борьбы коренных народов Азербайджана за свои права и свободу на новый, практический этап.

Отмечена важность организационной и координационной работы, без которой эффективная защита прав коренных народов не представляется возможной.

Акцентирована необходимость более широкого освещения проблем коренных народов Азербайджана за пределами региона – в России, Европе и Америке.

В нынешней своей форме Азербайджанская республика является классическим примером тирании, тюрьмы народов.

Посему освободительная национальная и социальная борьба является исторической неизбежностью – следствием системы национального и социального угнетения и эксплуатации, господствующих в авторитарном Азербайджане.

5. Участники совещания отметили постоянный интерес в среде коренных народов Азербайджана ко всем происходящим в Армении и в Арцахе процессам. Борьба армянского народа за национальную и социальную справедливость, пример и опыт армянского народа могут быть во многих аспектах поучительны для коренных народов региона, с неизменным учетом специфики и традиций каждого из них.