АНАЛИТИКА

Новый премьер Азербайджана — верный слуга Алиева

Неожиданная смена премьер-министра в Азербайджане вызвала множество домыслов и кривотолков. Это неудивительно, ведь изначально ничего не предвещало отставки Новруза Мамедова и назначения на его пост Али Асадова. Однако, очевидно, что в столь авторитарном государстве, как Азербайджан, решения подобного уровня не принимаются просто так, и официальное объяснение властей о «пенсионном возрасте» Мамедова вряд ли может кого-то удовлетворить. Перестановки в азербайджанском руководстве специально для портала Infoteka24 прокомментировали сотрудник кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского университета Антон Евстратов и политический эксперт Ида Саркисян.

  Антон Евстратов: «Логичным объяснением произошедшей рокировки является разница биографий, подходов, опыта и стилей работы двух названных политиков. Новруз Мамедов – по образованию филолог, позже занявшийся международными отношениями, и замеченный и выдвинутый на передовые позиции Ильхамом Алиевым по большей части по причине своей 100%-й лояльности, а никак не за профессиональные качества, которых до премьерства просто невозможно было зафиксировать. Али Асадов, в свою очередь,  — экономист, причем, известный не только как академический ученый, но и как политик, который не раз избирался депутаты Меджлиса, а также с 1998 года работал советником президента. Глубокие знания у него сочетаются с умением ориентироваться в особенностях азербайджанской политики.

Таким образом, речь, скорее всего, идет о смене ориентиров Ильхама Алиева – от приведения страны к лояльности он перешел к решению назревших экономических проблем. Речь идет и о ситуации с девальвацией маната, и о  ряде амбициозных проектов на этом фоне – например, обустройстве Апшеронского полуострова. При этом надо четко понимать, что вся власть в Азербайджане сконцентрирована в руках президента, и премьер-министр практически не имеет возможности самостоятельно определять те или иные векторы. Фактически, речь идет лишь о помощнике Алиева – только высшего уровня. Асадов, долгое время работавший советником президента, подходит на эту роль, как нельзя лучше. Различие в том, что теперь у него будут реальные полномочия и сферы ответственности»

  Ида Саркисян: «Надо отметить и тот факт, что данная перестановка – целиком и полностью техническая, аппаратная, ведь, и Мамедов, и Асадов – коренные представители азербайджанской политической элиты, как по сфере деятельности, так и… по рождению. Дело в том, что оба этих политика – уроженцы Нахичевани, откуда вышел и клан Алиевых. Фактически, вся политическая элита Азербайджана – это «нахичеванцы» (клан Алиева+лояльные семьи) и Пашаевы+лояльные им бакинские кланы. Они взаимодействуют практически исключительно между собой, в своей среде распределяют должности, из своей среды ищут партии для браков своих детей. 

В этой связи рассматривать назначение Али Асадова как некую новую страницу в азербайджанской политике – неуместно. Отсутствие самостоятельной роли нового премьер-министра ярко продемонстрировала его речь по случаю утверждения Меджлисом. Вся она была посвящена восхвалению лично Ильхама Алиева и достижений Азербайджана при его правлении, но ни словом не коснулась программы и намерений самого нового премьера, в том числе и в экономической сфере. Очевидно, что свою деятельность на новом посту Асадов целиком и полностью связывает с волей Алиева, которому (а также его отцу), надо сказать, он обязан всей своей карьерой на протяжении последних 21 года».

Антон Евстратов: «В вопросе Карабаха Али Асадов также не исповедует каких-то новых подходов, полностью разделяя точки зрения Ильхама Алиева. К примеру, он определил в качестве первостепенной задачи президента увеличение военной мощи Азербайджана и «восстановление его территориальной целостности». Он даже повторил недавно произнесенную формулу Ильхама Алиева, озвученную тем на Валдайском форуме в Сочи: «Карабах – это Азербайджан. Восклицательный знак».

Вместе с тем, новое лицо, к тому же известное как хороший экономист, может иметь своей непосредственной целью снижение народного недовольства (разросшегося в последнее время на фоне экономических проблем) властью в целом и режимом Алиева в частности. Не имея целью проведение глубинных реформ и принципиальных изменений, власти Азербайджана, назначив Алиева, скорее всего, стремятся к незначительным косметическим переменам для задабривания народа».

Ида Саркисян: «Необходимо помнить также, что в последние годы семья Алиевых оказалась замешанной в несколько громких коррупционных скандалов. Возможно, на должность премьер-министра специально был поставлен человек, знающий экономические реалии Азербайджана и коррупционные схемы его политической элиты, и не нуждающийся в дополнительном «посвящении» в столь щекотливые проблемы президентского клана». 

Таким образом, помимо личных интересов клана Алиевых, экономика Азербайджана, завязанная на нефти, учитывая падение цен на нее, действительно нуждается в новых подходах, методах и глубинных реформах. Назначение Асадова в этом отношении является довольно рациональным кадровым решением. Однако принципиальных перемен от 100%-но лояльного и не имеющего возможности принимать самостоятельные решения политика, ожидать не стоит – они просто выходят за рамки логики существования азербайджанской политической и экономической системы, неотъемлемой частью которых во всех смыслах является и Али Асадов.