«Как разрушали Ереван» — Лапшин
Вчера в Парламенте Армении был не совсем обычный рабочий день. Вместо, а если точнее вместе с депутатами в зале заседали обычные граждане-жители Еревана. Речь шла о событиях 2001-2005 годов, когда городские власти решили снести исторический центр города с царской застройкой 19 века и на его месте построить «Потёмкинскую деревню», то есть гигантоманский проект нового Еревана с высотными зданиями и широким проспектом. Сегодня это место известно как Северный проспект и считается излюбленным местом отдыха и прогулок ереванцев и гостей столицы. Вы спросите, а почему тогда этот чудесный проект я называю «Потемкинской деревней», раз все так хорошо? Да потому, что ничего хорошего в этом проекте не было и нет. Начиная с того, что власти фактически выкинули из своих домов тысячи людей, а их жилье пустили под снос, а во-вторых в новых высотках практически никто не живет по сей день.
Прежде, чем мы поговорим про Ереван, мне хочется вспомнить столицу Румынии, Бухарест. Когда-то этот город называли чуть ли не вторым Парижем. В середине XX века там было такое количество дворцов, старинных церквей, фешенебельных вилл и парков, что столица Румынии мало чем уступала таким городам, как Париж, Рим, Берлин или Барселона. Затем, в 1976 году коммунистический лидер страны, Николае Чаушеску, решил переделать древний город на свой манер. В результате чего почти весь исторический центр Бухареста был разрушен, а на его месте начали строить гигантоманский проспект в стиле «Соцреализма». Апогеем строительства стал невероятных размеров (считающийся вторым по величине зданием мира после Пентагона) Национальный Парламент социалистической Румынии, откуда, кстати, началась революция приведшая к свержению диктатора в 1989 году.
ВЕРНЕМСЯ ИЗ БУХАРЕСТА В ЕРЕВАН
«Северный проспект» в Ереване знает каждый, там бывал любой житель Армении и многие туристы. Там приятно погулять и посидеть в кафе и днем и вечером. Но если поднять голову чуть выше, то вы обратите внимание на явно пустующие квартиры, где не горит свет и явно никто не живет. Таких пустых окон там 90%. Не правда ли, удивительно? При дневном свете проспект выглядит тоже странно, поскольку в отдельных окнах виднеются признаки жизни, но в других явно недострой. Ощущение, что проект забросили на финальной стадии постройки.
По рассказам пострадавших (а их тысячи), дело было так: в период правление президента Роберта Кочаряна к ним явились представители городской администрации и поведали, что вскоре тут будет «город-сад», в связи с чем убирайтесь отсюда по-хорошему. Власти предложили символические суммы компенсации, примерное втрое ниже, чем реальная рыночная стоимость жилья в самом центре города в тот период времени. Например, за целый частный дом 19 века постройки с садом предлагали 30-50 тысяч долларов. Другим не предлагали даже этого, в случае, если жилье не было приватизировано. Кто отказывался покидать свои дома, тех насильно эвакуировала полиция, буквально выбрасывая вместе с вещами из домов и квартир. Строительство Северного проспекта сопровождалось многочисленными акциями протеста со стороны жителей центрального района столицы и жителями Еревана, недовольными разрушением исторической части города. Тем не менее, к ним никто не прислушался и проект был реализован.
Власти в те годы утверждали, объем инвестиций в строительство элитного проспекта составляет 101 млрд драмов ($310 млн по курсу начала двухтысячных), но доходность от продажи квартир якобы составила около 200%. Застройщиками проспекта являлись компании «Нор Айленд», «Бизнес Центр», «Прогресс Армения», «Локал Девелоперс», «Гарни Групп», Московская инвестиционная строительная компания, «Хас Профит», «Согласие. Армения». Все это естественно сопровождалось дикими откатами и воровством, приведшим к тому, что на строительство было потрачено намного больше, чем было заявлено. Чтобы покрыть расходы, власти завысили стоимость квадратного метра в этом районе, в результате чего желающих стать собственником жилья порядком поубавилось.
Тогда стали принуждать покупать там жилье в добровольно-принудительном порядке. Я общался с парой ереванских бизнесменов, купивших там квартиры по баснословным ценам превышающим расценки на жилье в центре Парижа. Они объяснили, что если бы они не купили квартиры на Северном проспекте, то им бы не дали нормально работать и раздавили бы их собственный бизнес. Оставим сейчас тот факт, что здания построены некачественно, много недоделок, инженерных ошибок и безграмотная планировка квартир. Дело еще в том, что большинство купивших там жилье вовсе не собирались там жить. Там не продумана инфраструктура, банально нет ни дворов, ни детских площадок, ни подходящих парковок. Добавим к этому круглосуточный шум от ресторанов и постоянного движения транспорта.
ЕРЕВАНЦЕВ ОГРАБИЛИ ДВАЖДЫ
В наши дни уже несколько жильцов лишившихся своего жилья обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге против руководства Армении и потребовали компенсировать им ущерб от насильственного выселения. И несколько судебных решений уже есть, причем суммы там соответствуют рыночным ценам уже в наши дни. Одна семья получила около миллиона евро за частный дом, другая получила за маленькую квартиру порядка 100 тысяч. В очереди еще десятки семей и в конечном итоге бюджету Армении это обойдется в десятки миллионов евро, которые фактически заплатят из государственного бюджета, то есть из кармана самих же жителей Армении. То есть платить будут не те, кто их выгнали из собственных домов, а платить будут обычные граждане, честно платящие налоги.
Прямо в Парламенте, напротив входа в зал заседаний разместилась выставка моего друга, Айка Hayk Bianjyan, коренного ереванца, краеведа и большого фаната Еревана. Он смог запечатлеть на камеру процесс разрушения его любимого города и сегодня его фотоработы представлены на выставке.
Блогер Александр Лапшин/Facebook