БЛОГОБЩЕСТВО

Кошмар Марата Уелданова продолжается в России

В последний свой приезд в Израиль, меня пригласили в тусовку путешественников в городе Арад на юге страны, для которых я читал лекцию про путешествия по Ближнему Востоку. Они были разного возраста, разных профессий. После лекции мы пили пиво, закусывали орешками и делились впечатлениями. Среди них был очень взрослый дяденька с военной выправкой, думаю лет шестидесяти, с внимательным взглядом из-под прищуренных глаз. Его визитка мне ни о чем не говорила, там было написано «второй секретарь посольства Израиля в…» (не буду указывать в какой стране, скажем так, в Европе). Он не очень соответствовал образу секретаря, перекладывающего бумажки. Зато он на удивление и в деталях очень хорошо знал мою историю с Белоруссией и Азербайджаном.

И он мне сказал с улыбкой: «- Напрасно ты высмеиваешь недальновидность и эмоциональность азербайджанских властей. Наоборот, на их эмоциональность тебе следует молиться, ведь будь они чуть более практичными и чуть менее эмоциональными — сидел бы ты сейчас за наркотики. Ибо какая разница, по какой статье заставить тебя молчать…». От его слов мне стало не по себе. А он похлопал меня по плечу, улыбнулся и добавил: «- Не переживай, свой шанс красиво сыграть с тобой они упустили, гноби их дальше». Помню, я попытался что-то у него уточнить, но дяденька сослался на занятость и покинул нас. Вы скорее всего догадываетесь, в какой организации на самом деле состоят все эти люди с военной выправкой, числящиеся в посольствах в качестве «вторых секретарей» и «атташе по культуре».

Почему я вспомнил этот давний разговор?

Марат Уелданов-Галустян. Гражданин России, осужденный несколько лет назад в Азербайджане якобы за наркотики. Отсидев три года в Баку, его выдали для отбывания оставшегося срока (а дали ему 8 лет) в России и он в данный момент находится в краснодарской колонии. В 2017 его держали в том же бакинском СИЗО Курдаханы, где и меня. Про Марата мне стало известно примерно в марте 2017. Во-первых, мне об этом рассказал один из сотрудников тюремной охраны кюрдаханского СИЗО, через которого был налажен канал передачи информации от израильских друзей. Не бесплатно, разумеется, рисковал азербайджанский аскер. Это позволило мне уже на ранних этапах знать про закулисные переговоры между Баку и Тель-Авивом о моем освобождении. Оттуда же мне стало известно и про Марата.

Мне передали, что Генпрокуратура Азербайджана обсуждает авантюру с «привязкой» моего дела к его, чтобы нас вдвоем выдать за «организованную группу армянских шпионов». Также, мне дали понять, что власти Израиля об этом знают и работают, чтобы ничего подобного не произошло. Все это имело место в конце марта-начале апреля 2017 года. Чуть позже подобный разговор состоялся у меня и с представителями посольства России в Баку, которые интересовались судьбой Марата и навещали нас обоих в тюрьме.

Вначале Марату «лепили» шпионаж в пользу Армении. Затем внезапно выдумали тему наркотиков и обвинили его в хранении и распространении наркотических веществ. Подбросив ему наркотики, как вы понимаете. В Азербайджане почти все журналисты и оппозиционеры обвиняются по одной и той же статье — наркотики и у большинства ровно по 7 граммов. Не 3 и не килограмм. Видимо так написано в методичках. Позже Марат был приговорен к 8 годам тюрьмы. Пока не был передан России несколько месяцев назад.

МУЧЕНИЯ МАРАТА ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Азербайджан очень долго упорствовал, не желая выдавать Марата в Россию, опасаясь, что власти России его выпустят, поставив тем самым под сомнение авторитет Ильхама Алиева. С другой стороны азербайджанцы понимали, что если срочно не избавиться от Марата Уелданова, то он будет убит в тюрьме. Также, как пытались убить Лапшина, то есть меня. Азербайджанцы усвоили горький урок, когда по Ильхаму Алиеву ударили дважды: вначале едва не убив в меня в самой охраняемой тюрьме страны накануне передачи Израилю (согласованной на самом высоком уровне), а затем уже вернувшись домой я подал на них в Европейский суд обвинив в покушении на убийство. Выводы для всех были очевидны: Ильхам не вполне контролирует ситуацию внутри страны и противоборствующие кланы могут в любой момент взорвать обстановку. Если бы убили еще и Марата Уелданова во время давно ведущихся переговоров о выдаче России, это заставило бы сильных мира сего уже всерьез подумать — а не переставить ли ставки в игре на другую лошадку? А «лошадку» Ильхама отправить на пенсию. Ведь нефть можно добывать и без него. Там ведь есть и другие претенденты на стабильную работу нефтяной отрасли страны. Вчера Лапшин, сегодня Уелданов, завтра мятеж в Гяндже, а послезавтра не дай бог взорвут нефтеперегонный завод в Баку. Лошадка явно нуждается в отдыхе. Именно так мыслят те, кто принимает решения.

Решив не рисковать, азербайджанцы выдали Уелданова России, настоятельно потребовав взамен сохранить авторитет Ильхама Алиева и не освобождать россиянина от вынесенного в Баку приговора. Поэтому, вернувшись в Россию, человек продолжает находиться в тюрьме, на этот раз в российской. По сфальсифицированному приговору. В родном городе Краснодаре, где живет его семья. Это вдвойне больно, ведь в Азербайджане понимаешь, что ты в плену врага. А тут ты дома. Но в тюрьме.

Блогер Александр Лапшин/Facebook