КУЛЬТУРА

В Ереване прошла международная японоведческая конференция

20 сентября в Российско-Армянском университете состоялась IV международная японоведческая научная конференция “Ex Orientе Lux. Изменениe мировоззренческой парадигмы от европоцентризма к универсализму”. Организатором мероприятия выступила кафедра Всемирной истории и зарубежного регионоведения Института Гуманитарных Наук РАУ. Почетным гостем мероприятия стал Чрезвычайный и полномочный посол Японии в Армении Джун Ямада. В работе конференции приняли участие ведущие специалисты области из Японии, Белоруссии, России и Армении. 

Помимо рассмотрения культурологических и лингвистических вопросов японоведения, участники научного форума коснулись его историко-политических аспектов. Так, доклад заведующего кафедрой Всемирной истории и зарубежного регионоведения РАУ профессора Ерванда Маргаряна касался судьбы «японского Отелло», темнокожего самурая Ясукэ, попавшего в «страну восходящего солнце» в составе португальской миссии и прошедшего необычный путь от невольника до самурая, поучаствовав в противоречивых и трагических политических процессах Японии XVI в.

Преподаватель той же кафедры Владимир Ружанский затрону вопрос появления и существования еврейских общин Манчжурии под властью Японии в 1932-1945 гг.

Достаточно противоречивые аспекты японо-грузинских взаимоотношений на разных исторических этапах осветил в своем докладе доцент Бениамин Маилян. Будучи впервые упомянутой еще царем Вахтангом в его алхимическом трактате в XVIII в., Япония стала предметом реального интереса в Грузии лишь в конце XIX-нач. XX вв. Примечательно, что грузинские революционеры и борцы с российским царизмом видели в Японии пример успешного противостояния империи. Токио со своей стороны также интересовался установлением контактов с силами, способными подорвать могущество России изнутри, в качестве которых японцы и рассматривали грузинских борцов за независимость. Известны даже попытки Японии снабдить грузинских революционеров оружием — недалеко от Кобулетти пыталось пристать судно с соответствующим грузом, которое, впрочем, было обнаружено российскими пограничниками, и большая часть контейнеров оказалась на дне.

Во многом похоже восприятие Японии было и у членов Османской политической элиты начала XX вв. — причем, как султанской, так и младотурецкой. Об этом в своем докладе рассказал кандидат исторических наук, преподаватель РАУ Антон Евстратов. Как близкие к султану Абдулхамиду II круги, так и младотурки видели «страну восходящего солнца» как пример успешной азиатской нации, к которому необходимо стремиться. Попытка модернизации Османской империи, проведенная партией «Единение и прогресс» прошла целиком  и полностью по японскому примеру, а сама империя виделась партийцам именно как «Япония Ближнего Востока». Младотурки стремились и к военному союзу с Токио, который должен был объединить все нации Востока в «Желтую волну», способную смыть западную цивилизацию. Это не удалось потому, что Первая мировая война развела две империи по разные стороны глобального противостояния.

По итогам конференции “Ex Orientе Lux. Изменениe мировоззренческой парадигмы от европоцентризма к универсализму” будет издан сборник статей ее участников, написанных, исходя из тезисов, озвученных в презентованных на полях форума докладов.