ПОЛИТИКА

«Новой Армении еще нет». Интервью с Жирайром Сефиляном

Грядущие (президентские и парламентские) и прошедшие (муниципальные) выборы в Арцахе, внутри- внешнеполитическая ситуация в Армении и перспективы ее развития ставят множество вопросов и диктуют необходимость поиска неординарных, оригинальных подходов. Одним из источников таких подходов неизменно является партия «Сасна Црер», крайне жестко определяющая прежние армянские власти и не останавливающаяся перед критикой новых, не отрицая, впрочем, взаимодействия с ними. В начале месяца лидер партии Жирайр Сефилян назвал предателем бывшего секретаря Совбеза Арцаха (и возможного кандидата в президенты республики) Виталия Баласаняна, а, спустя несколько дней представители партии уже встречались с премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Очевидно, что партия наращивает свою активность в армянском политическом поле.  Портал Infoteka24 связался с Жирайром Сефиляном, который любезно согласился ответить на наши вопросы. 

Господин Сефилян, есть ли на данный момент взаимопонимание и консенсус между партией «Сасна Црер» и властями Армении?

Взаимопонимание есть в вопросе о том, что реванш «пятой колонны» должен быть пресечен совместными национально-демократическими силами, а также в вопросе решения доставшихся нам из прошлого сложных и запутанных вопросов. Подходы, безусловно, разные с точки зрения методов и скорости. Мы — сторонники системных и коренных изменений. В ряде других вопросов имеется согласие продолжить диалог.

В каких вопросах партия расходится с правительством страны?

Как я уже отметил, мы — сторонники коренных изменений. Действующие власти Армении пытаются сохранить скелет имеющейся системы и, вместе с тем, достичь результатов ограниченными реформами. Речь идет обо всех аспектах, как внутренней, так и внешней политики.

Считаете ли вы, как и раньше, что революция в Армении должна быть продолжена, и если да, то какой этап должен стать для нее окончательным?

Да, так как революция только началась, но еще не достигла ощутимых результатов. Для революции конечна та  точка, в случае достижение которой наш возврат к прошлому станет невозможным. Для этого, в первую очередь, необходимо осуществить следующие взаимосвязанные шаги:

1) Дать политико-правовую оценку прошлому. На основе этого осуществить переходное правосудие, которое должно включать уголовную ответственность глав прежних антинациональных и преступных режимов, политическую, экономическую агентурную люстрацию, отсеянные которой лица должны быть лишены права заниматься общественно-политической деятельностью и занимать государственные должности,а также запустить процесс примирения и прощения, который обеспечит предпосылки гармоничного общественного развития. Параллельно следует практически полностью пересмотреть и обновить судебно-правовую систему, в первую очередь, формируя независимые суды.

2) Достичь субъектности государства. Прежде всего, путем завершения процесса де-юре присоединения Арцаха к Армении, преодоления односторонней зависимости от России и создания системы равноправных отношений со всеми региональными игроками.

3) Достичь субъектности гражданина. В первую очередь, путем формирования гражданского общества и обеспечения прав и свобод граждан.

4) Создать предпосылки для формирования зеленой экономики в русле четвертой промышленной революции. В том числе — взять под контроль стратегические объекты и инфраструктуру, а также коренным образом пересмотреть отношение к добывающей промышленности с тенденцией ее ограничения.

5) Создать условия и предпосылки для масштабной репатриации и начать процесс формирования армянского мира с центром в Армении — то есть всеармянского государства-сети.

6) Запустить процесс формирования системы нация-армия, в том числе  оборонной промышленности.

7) Во всенародном формате разработать и принять новую конституцию.

Известна активность «Сасна Црер» в Арцахе. Вы лично высказывались, причем очень жестко, по поводу бывшего секретаря Совбеза республики Виталия Баласаняна, там действует отделение вашей партии. Кого вы поддержите на грядущих президентских выборах в Арцахе? Будет ли «Сасна Црер» выставлять своих кандидатов в депутаты на парламентских выборах?

Произошедшие в Ереване изменения должны дойти и до Степанакерта. Степанакертский филиал прежнего преступного режима должен быть сметен, и Арцах должен полностью интегрироваться с Арменией. Мы говорили, что если в Арцахе пройдут президентские и парламентские выборы (а, возможно, в случае быстрой интеграции — только парламентские), то прежние одиозные фигуры не должны в них участвовать. Мы будем поддерживать того кандидата, который будет иметь одну повестку — завершение процесса присоединения Арцаха к Армении де-юре. Если таковых будет более одного, мы сделаем выбор среди них. Предварительно мы имеем таких кандидатов на примете.

Вчера в Арцахе прошли выборы глав муниципалитетов. Участвовали ли в них представители «Сасна Црер»?

Мы приняли участие в выборах в органы местного самоуправления в Арцахе и поддерживаем на них, как партийных, так и непартийных политиков.

В новостях регулярно проходят сообщения о нарушении ВС Азербайджана режима прекращения огня — причем, как на границах с Арцахом, так и с Арменией. Насколько, по-вашему мнению, вероятна эскалация на линии соприкосновения?

Арцах — это часть Армении. Особенно не может быть разделения в случае нарушения режима прекращения огня — тем более, нападения противника и военных действий. С этой точки зрения даже противник считает нас одной единицей. Если мы говорим о гипотетической возможности эскалации, то Азербайджан может напасть в любой момент. Если попробуем оценить конкретные перспективы нападения, то на сегодняшний день его вероятность мала, т.к. в Ереване нет предательской власти, как раньше. Азербайджан нападет в тот момент, когда увидит, что у него хватает сил, а присутствующие в регионе сверхдержавы или помогут ему или сохранят нейтралитет. Вероятность большой войны очень мала, поскольку наш регион взрывоопасен, и противостояние выйдет за пределы Армении и Азербайджана. Более реальны мелкие войны — как четырехдневная война в апреле 2016 года. Запуская процесс субъективизации Армении и завершения присоединения Арцаха, мы можем существенно снивелировать эту опасность.  Между тем, пока продолжается театр ложной независимости  Арцаха и, так называемые, переговоры вокруг Мадридских принципов, риск эскалации постепенно растет.

Недавно стало известно об увеличении американской помощи Армении. Какую роль, на ваш взгляд, сейчас играют в политических процессах в Армении страны Запада?

Помощь США и Запада в целом — не новость. После 1 марта 2008 года она имела в основном тенденцию на понижение. На сегодняшний день, видя надежду на демократические преобразования, Запад, как будто, начинает осторожно пересматривать свои подходы. Роль западных стран — в основном цивилизационная и немного — финансово-экономическая. Их политическая роль не ощутима, поскольку Армения все еще находится в односторонней зависимости от России, в зоне ее влияния.  Мы должны создать создать национальное государство, имеющее субъектность, чтобы внешнее влияние по возможности заменить на взаимодействие.

Каковы основные проблемы взаимоотношений новой Армении с Россией?

Новой Армении еще нет. Есть всего лишь заявка и желание стать новой Арменией. Отношения имеющей подобное желание и переживающей переходный период нынешней Армении и живущей планами восстановления СССР России остаются односторонними и полуколониальными. Они строятся за счет Армении и не являются достойными. Так — во всех сферах. Нет смысла перечислять. К сожалению, мы пока не видим со стороны России желания соответствовать меняющемуся миру и региону и, почему нет, — даже меняющейся Армении. Было бы хорошо, если бы Россия поняла, что восстановить Советский Союз невозможно. Независимо от этого, мы должны достичь национальной субъектности и государственной самостоятельности,предлагая России пересмотреть отношения с нами в логике данного процесса и выстраивать их на достойных и равноправных основах. Параллельно мы должны выстраивать такую систему отношений с остальными державами и нашими соседями, которая сделает вариант считаться с нами  предпочтительным для России.