Талышские школы в Азербайджане находятся в аварийном состоянии

Проблема национальных меньшинств в Азербайджане становится из года в год все острее. Государство не видит, или по крайней мере не хочет уделять внимание насущным потребностям автохтонных народов, населяющих Азербайджан.

В подтверждение вышесказанного приведем состояние одной школы устами его бывшего ученика.

Герой нашего повествования – талыш по национальности, врач, работающий в Баку. Он родился и вырос в селе Казвиноба Масаллинского района Талышистана, где расположена эта школа, в которой когда-то учился сам, а теперь, спустя много лет решил рассказать о наболевшем.

А рассказать есть о чем. Школа построена в начале прошлого столетия – в 1920 году и с виду смахивает скорее на караван – сарай, чем на школу: длинное одноэтажное здание “Г”-образной формы, окаймленное под навесом старым дощатым полом с чудовищными зазорами между досок. Потрескавшееся строение имеет в некоторых местах такие трещины, что туда запросто можно просунуть ладонь. Значительная часть крыши имеет повреждения черепичного покрытия, местами оно вообще отсутствует. Та же печальная картина возникает при входе в классные помещения. Врач – гид, показывает заднюю часть школы, открывая взору аварийное состояние стен школы, запущенность территории и неухоженный мемориал Великой отечественной войны…

В настоящее время не существует никакого конкретного государственного органа, где представители национальных меньшинств могли бы выражать свои мнения о государственных делах, представляющих для них интерес. Такое положение существует с момента исчезновения Совета по делам национальных меньшинств, который был первоначально создан в 1993. Национальные меньшинства в целом не решаются заявлять о своих языковых и культурных правах из-за страха подвергнуться гонениям со стороны властей.

Языки национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане, изучаются в государственных школах в регионах, где эти меньшинства проживают компактно. На преподавание языков меньшинств с первого по четвёртый класс отведено всего два часа в неделю. А по данным Захираддина Ибрагими – политолога, эксперта Талышского центра геополитических исследований, талышский язык в школьной программе указывается формально, на самом же деле уроки заменяются физкультурой или же ведутся непрофессионалами на очень низком уровне из-за отсутствия компетентных преподавателей и возможности их подготовить.

Международная организация «Фридом Хауз» сообщала, что этнические меньшинства сталкиваются с дискриминацией в таких областях, как жилищное строительство, образование и занятость. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) отмечает, что, хотя Азербайджан продемонстрировал усовершенствования, приняв соответствующее законодательство, однако не было возбуждено никаких судебных дел, связанных с расовой дискриминацией.

Более того, государство всячески избегает инвестировать и обустраивать районы, где проживают национальные меньшинства.

Отсюда вытекает, что власти делают все, чтобы коренные народы Азербайджана потеряли свои культуру, язык и ассимилировались, поскольку предумышленно создаются условия для исчезновения национальных школ, а те, которые остались, находятся в аварийном состоянии и непригодны для занятий.

Загрузка...