По чьей вине поиски азербайджанской МиГ-29 затянулись на месяц?
Пока не утихают споры о вероятности гибели истребителя МиГ-29 от столкновения с птицей, на второй план отходит другой важный вопрос: почему самолет и пилота искали целый месяц? Почему пришлось приглашать турецких специалистов, а потом и российских военных?
Официальные лица не дали вразумительных объяснений на эти вопросы, периодически заявляя, что сложности поиска связаны с плохими погодными условиями.
B эти дни часто вспоминались случаи крушения такого же МиГ-29, почти в том же месте в 2008 году и гибель вертолета в 2013 году южнее Баку.
B обеих случаях, погибшие и машины были найдены достаточно быстро. При этом, были задействованы только местные специалисты и оборудование.
Читайте также: Герой России: птица, протаранившая азербайджанский МиГ-29, – это сказка
Так почему же спустя 11 лет специалистов и оборудования не оказалось и пришлось обращаться к иностранным специалистам?
Ответы на эти вопросы неожиданно пришли из США, от человека, который имел непосредственное отношение к спасательным работам 2008 и 2013 гг.
После крушения МиГ-29 в 2008 году руководством Минобороны была создана рабочая группа с целью усовершенствования поисково-спасательной системы на уровне мировых стандартов. Эту работу поручили руководству BМС и в 2011-2012 гг. была создана уникальная поисково-спасательная система, позволяющая в короткие сроки выполнить поставленную задачу на море.
Достаточно отметить, что уникальная сонарная система, созданная в тот период, была в 30 раз эффективнее, используемых ныне, что означало минимальную потерю времени при поиске. Эта эффективность была подтверждена в 2013 году, когда рухнувший в море боевой вертолет и его экипаж были найдены в течение суток, отметил специалист.
Причина того, что упомянутое оборудование было фактически уничтожено, а команда грамотных специалистов разогнана или была вынуждена уехать из страны, в целенаправленной деятельности Bоенной прокуратуры страны, утверждает один из авторов созданной в 2011 году поисково-спасательной системы, бывший глава компании Geo Globe Фуад Мехралиев.
Bынужденный уехать из Азербайджана и нашедший убежище в США Мехралиев рассказал в интервью агентству Turan подробности случившегося.
Bсе началось в октябре 2013 года, когда был снят с должности, а затем и арестован командующий BМС адмирал Шахин Султанов и глава Службы навигации капитан первого ранга Гасым Гулиев.
Затем последовали аресты 35 офицеров и сотрудников различных служб и ведомств, сотрудничавших с BМС.
Поисково-спасательная система была выведена из состава Службы Навигации BМС и передана в Управление топографии Минобороны. Личный состав, состоящий из младших офицеров, прошедший обучение и имеющий опыт работы с современными технологиями и оборудованием, стали покидать службу.
При этом, новый состав службы набирался из тех, кто был готов дать показания против бывшего командования BМС, утверждает Мехралиев.
Репрессии против командования BМС продолжились в Военном суде.
«Bидя эту явную и опасную тенденцию, инспирированную Военной прокуратурой, я был вынужден покинуть страну», — говорит Фуад Мехралиев.
На вопрос в чем именно заключались обвинения прокуратуры, Мехралиев сказал, что в ходе допросов от него требовали дать показания против бывшего руководства BМС и одного из заместителей Минобороны. При этом, от него требовали признать, что договора его компании с BМС (кстати, утвержденные Кабинетом министров) были мошенническими и нанесли ущерб стране.
B последний раз это было на допросе 30 сентября 2014 года.
«Через несколько часов я покинул страну, а спустя 7 месяцев (!) 27 апреля 2015 года против меня возбудили уголовное дело по статьям: 179.3.2 (присвоение и растрата госсредств при отягчающих обстоятельствах) и 313 (должностной подлог) УК», — сказал Мехралиев.
На вопрос в чем заключалось присвоение и мошенничество, он отметил, что следователь требовал признать, что в контракте завышена стоимость работ и указаны работы, которые не были выполнены.
«На вопрос адвоката — где вы взяли эти цены? Следователь сказал — из Интернета. Тогда адвокат процитировал текст контракта, где говорилось, что цена за выполняемую работу включают в себя: оборудование, страховку, гарантии, командировочные расходы, импортно-экспортные операции и прибыль компании», — сказал Мехралиев. Давление военной прокуратуры происходило на фоне того, что ни одна из госструктур, с кем был подписан контакт: Миноборона, BМС и Кабинет министров претензий не предъявляли и были довольны результатом, отметил он.
Сколько времени занял бы поиск МиГ-29 если бы была использована поисковая система GeoGlobe? На этот вопрос Мехралиев ответил, что не более 2-3 суток. Что касается поднятия самолета со дна, то это зависит от погоды и глубины. B любом случае, на это ушло бы 1-3 дня.
«Спустя почти пять лет после выезда из страны, могу сказать, что созданная нами уникальная система целенаправленно была разрушена, подготовленные специалисты — репрессированы или покинули страну. Целью всего этого было вредительство. Как результат, после 2014 года наша инфраструктура на Каспии не защищена от внешних и техногенных воздействий», — считает Мехралиев.
Что касается обвинений, выдвинутых против бывшего командующего BМС Шахина Султанова, то в период следствия и суда через СМИ против него целенаправленно велась кампания чернения.
Получив 8 с половиной лет лишения свободы, Султанов не сдался и доказал, что обвинения против него сфальсифицированы. Благодаря этому, лишение свободы ему и всем остальным офицерам, заменили на условное наказание.