АНАЛИТИКА

В преодолении кризиса в отношениях Азербайджана и Армении может помочь авторитет России

В ходе брифинга официальный представитель российского МИД Мария Захарова прокомментировала ситуацию с очередным обострением ситуации на границы Армении и Азербайджана. По словам Марии Захаровой, убийство армянского военнослужащего и раненые военнослужащие с обеих сторон в ходе перестрелки, — всё это говорит о росте напряжённости, что идёт вразрез с договорённостями о соблюдении режима прекращения огня. Мария Захарова отмечает, что дальнейшая эскалация конфликта между Ереваном и Баку недопустима, и пора принимать новые меры по стабилизации ситуации.

Ключевое заявление в ходе брифинга состоит в призыве проявлять сдержанность и отказаться от применения силы.

И в Армении, и в Азербайджане понимают, что конфликт затянулся и что он отнимает всё больше ресурсов, тормозя в том числе и экономическое развитие. Но при этом столь нужный первый шаг для нормализации обстановки, к сожалению, не делается. Основная проблема – нет чётко выстроенного диалога между Ереваном и Баку. Потому выход, по-прежнему, один – работа с помощью посредников.

При этом требуется такой посредник, который, во-первых, признавался бы авторитетным и в Баку, и в Ереване, во-вторых, имел бы эффективные рычаги по выстраиванию диалога между противоборствующими сторонами. Кто может являться таким посредником? Турция, США, Евросоюз? Все эти страны и территориальные образования в большей степени настроены на однобокие действия, которые не приведут к деэскалации. Мало того, ни Турция, ни США, ни Европа не готовы учитывать местную специфику.

В этой связи в качестве эффективного посредника в переговорах между Баку и Ереваном может выступить Россия. На самом деле, уже выступает, но для повышения эффективности нужна не только системная работа, но и желание преодолеть кризис у противоборствующих сторон.

Российская позиция в этом плане проста: на первом этапе полный отвод войск и техники от линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, после чего уже можно находить точки соприкосновения и взаимовыгодные позиции для развития диалога. Но пока отвода войск нет, что и приводит к новым жертвам среди военнослужащих.

Как вариант, формирование действенной координационной группы, в которую бы входили военно-политические силы Российской Федерации, Армении и Азербайджана, а также территориальные органы Нагорного Карабаха, который и остаётся камнем преткновения. Такая координационная группа могла бы разместить свой штаб непосредственно у линии соприкосновения, что уже бы послужило шагом к деэскалации.

Но у этого могут оказаться и свои подводные камни. Никто не может исключать провокаций, в том числе и вооружённых, со стороны третьих сил – тех сил, которым не может быть выгодно прекращение вооружённого конфликта между Азербайджаном и Арменией, снижение напряжённости на Кавказе в целом. В то же время такие вызовы должны только подстегнуть стороны к тому, чтобы влияние тех самых третьих сил, делающих упор на деструктив, было в конечном итоге сведено на нет.

Андрей Шергин