Провокация не удалась, потому что действовали бестолково
То, что внутриполитическая борьба в Армении проходит преимущественно в информационно-пропагандистском поле, понятно. После революции роль средств массовой информации существенно возросла. Дело в том, что в демократических странах, как правило, власти формируются на базе общественного мнения, а общественное мнение, в свою очередь, формируют преимущественно именно средства массовой информации, то есть, по большому счету, власть формируют средства массовой информации. А до революции все было по-другому: общественное мнение не имело ничего общего с официальными результатами выборов. Действовали другие механизмы: предвыборные взятки, подлоги, различные давления, цифровые манипуляции и прочее, — и во всех этих факторах общественное мнение, формируемое средствами массовой информации, играло одну из последних ролей. И власти, соответственно, плевать хотели на общественное мнение и значительно более важную роль отводили остальным факторам и «структурам». И поскольку теперь этих факторов нет, и самый важный фактор – общественное мнение, борьба переместилась в информационное поле. Естественно, в информационное поле переместились и подлоги, взятки, манипуляции и прочее.
То, что основные бои между политическими силами проходят ради формирования положительного общественного мнения – это нормально. Не нормально то, что нет правил игры. Более того, борьба настолько ожесточенная, что «воюющие стороны» даже не замечают, как вместо ударов друг по другу наносят удары по государству. Приведем лишь один пример.
Несколько дней назад в сети появилось письмо, якобы подписанное премьером Пашиняном, в котором он якобы обещал в течение года сдать какие-то территории. Подлог, конечно, был немедленно раскрыт (фальсификаторы действовали очень грубо и неграмотно), очень быстро раскрылся и «азербайджанский след», и все было настолько очевидно, что даже те, кто ищет повода облить власти грязью, признали это. Но были и примерно такие формулировки: «Ну, фальшивка, конечно, но это не означает, что у Пашиняна нет таких намерений…». Иначе говоря, сделали все, чтобы, как в известном еврейском анекдоте, осадок остался. Но это еще ничего.
Что же фактически произошло? Азербайджанская пропагандистская машина (в одиночку или вместе с другой страной) распространила ложную информацию, цель которой – посеять в народе Армении и Арцаха недоверие к властям РА и расколоть общество. Провокация не удалась, потому что действовали бестолково. Но странно то, что внутри Армении бывшие несколько месяцев назад тоже продвигали эту «мысль», что премьер пообещал пойти на территориальные уступки и этим путем и идет, заранее удаляя с арены всех, кто может ему помешать. Конечно, нет абсолютно никаких оснований полагать, что бывшие власти Армении и азербайджанская пропагандистская машина действуют сообща, но факт остается фактом: пропагандистские тезисы практически не отличаются друг от друга.
И это должно беспокоить бывшие власти и их средства пропаганды. Им следует попытаться уяснить для себя, как же так случается, что их «тезисы» один к одному совпадают с пропагандистскими диверсиями снаружи, направленными на раскол Армении. Заказчики ли те же, интересы ли совпадают, или просто совпадение? И проблема не только в «территориальных уступках». В целом, как получается, что с внушением обществу недоверия к премьеру Пашиняну связывают надежды и враги Армении, и бывшие, представляющие себя политической оппозицией?
Это серьезные вопросы, которые, однако, часто ускользают от внимания общества. Взамен остается осадок от пропагандистских фальсификаций.