АНАЛИТИКААРМЕНИЯПОЛИТИКА

Избавиться от режима в Арцахе до 2020 года — Тигран Петросян

Видный арцахский общественный деятель Тигран Петросян оказался в политике недавно и неожиданно, и сейчас он – один из главных лидеров оппозиции республики. Он уже успел принять участие в парламентских выборах, стать одним из основателей нового альянса «Миацум», приступить к формированию собственной партии, а совсем недавно, после очередной протестной акции, — ненадолго попасть в руки полиции. О том, что происходит в арцахском обществе и политическом поле, что планирует и на что рассчитывает оппозиция Арцаха и многом другом, Тигран любезно согласился рассказать нам лично.

Тигран… Будучи врачом по образованию, призванию и роду деятельности, вы попали в политику…. Каким образом это произошло?

Честно говоря, я особо не рвался в политику… Всегда старался обходить ее стороной… Но я всегда, так сказать, был борцом с несправедливостью – получалось, что лично со мной несправедливо обращались, и я стал участвовать в протестных движениях… В результате прошлой осенью я выставил свою кандидатуру в депутаты – на это меня уговорили мои друзья… А как я влез во все это… После «Бархатной революции» в Армении написал пост про «Karabakh Telecom» — про их заоблачные цены, качество связи и прочее. Этот пост набрал очень много лайков – нереальное количество, и я понял, что народ хочет, чтобы мы продолжили протестовать. И мы с моими друзьями-врачами продолжили. Арцахские власти тогда, опасаясь, что могут повториться те события, что произошли в Армении, приняли нас, причем общался с нами лично тогдашний премьер-министр Араик Арутюнян. Он даже поехал к владельцу Karabakh-Telecom! И наш протест дал плоды – стоимость услуг компании снизилась, взносы уменьшились на 50%. Правда, обещали и снизить цены на интернет на 20% с увеличением качества, на что решено было инвестировать 10 млн. долларов. Этого не произошло потому, что народ к тому времени успокоился и «Karabakh Telecom» успокоился. Однако именно таким образом меня, можно сказать, втянули в политику. А когда начинаешь – надо идти до конца.

Совсем недавно вас задержали в ходе очередного протестного мероприятия (Акция «Нет режиму» 20 мая 2019 года)… Что там все-таки случилось, и почему в итоге так быстро отпустили?

Причиной этому стал приезд Сержа Саргсяна в Арцах 9 мая. Его действия и слова переполнили чашу моего терпения. Я знаю, какое влияние он имеет на Бако Саакяна и других арцахских политиков, и я уверен, что он будет всячески пробовать создать здесь очаг контрреволюции. Он будет работать против нынешних властей Армении, и я стремлюсь этому противодействовать. Это была акция «Нет режиму». Я вышел на нашу площадь с плакатом и рупором, скандировал лозунги, требовал отставки Бако Саакяна, требовал, чтобы Серж Саргсян уехал отсюда. Правда, пошел ливень, и собравшиеся вначале 20-30 человек разошлись. Прибывшая полиция сначала минут 5-10 уговаривала меня уйти, но я им объяснил, что я ничего противозаконного не делаю, к насилию не призываю. Это даже не митинг, а всего-навсего одиночный пикет. Но они меня забрали, и вместе со мной – еще несколько подошедших ребят. Так как я ничего не нарушал, через 3 часа меня отпустили – даже не выписали штрафа.

То есть задержание было целиком незаконным, и правоохранители де-факто это признали?

Да, даже полицейские, которые меня задерживали – они знают меня, и им тогда было стыдно. Просто, скорее всего, приказ сверху. Как всегда… Это очень присуще нынешнему режиму – они и после распада Советского Союза еще живут его временами. И до 2018 года в Армении было то же самое. Там сейчас ситуация изменилась, а здесь – нет…

Новое объединение, «Миацум», одним из основных деятелей которого вы являетесь… Что это такое? Зачем оно было создано и какие у него основные задачи?

Процесс миацума, объединения с Матерью-Арменией, у нас после Карабахской войны затормозился. А ведь в 1988 году мы выходили на улицы именно с лозунгами миацума! Мы хотели восстановить историческую несправедливость, которая сложилась в начале становления Советского Союза. Потом была война, и, как не странно, после ее окончания, тогдашние власти пошли другим курсом. А народ – он просто выживал, искал, чем накормить себя и свои семьи и не вмешивался в политические процессы. Что касается создания нашего альянса – то сначала мы собирались организовать форум, на котором могли бы обсудить и внутриполитическую ситуацию, и проблему миацума. В ходе переговоров решили создать именно альянс. Сейчас к нам присоединилось более 10 различных партий, организаций и движений – и количество участников постоянно растет. Целью «Миацум» мы видим свержение действующего в криминально-олигархического режима в Арцахе и форсирование процесса его объединения с Арменией. Буквально вчера у нас было собрание, в ходе которого я выступал с докладом и убеждал участников альянса в том, что первоочередная наша цель – именно избавиться от нынешнего режима потому, что он будет использовать весь свой ресурс, чтобы воспроизвестись в 2020 году. А если ему это удастся – то говорить о миацуме будет нереально.

То есть основная задача сейчас – не дать возможности режиму воспроизвестись через его ликвидацию до выборов 2020 года?

Если получится. Это – мое мнение, я его озвучил. Некоторые хотят идти другим путем – например, консолидировать силы к выборам 2020 года, но я стараюсь убедить их в том, что это будет очень трудно. Я сам участвовал в 2018 году во внеочередных выборах депутатов Национального собрания, и на собственной шкуре прочувствовал действие властного ресурса. Они привлекли СНБ, полицию и сделали все возможное, чтобы помешать мне пройти в парламент.

И помешали…

Помешали. Но ничего страшного.

Соответственно, вы считаете, что история может повториться — но уже на более высоком уровне? Оставшись, власть использует имеющийся у нее административный ресурс?…

Она и сейчас использует! Вы знаете, уже сейчас есть пара кандидатов в президенты Арцаха, которые как бы фальстартом начали предвыборную гонку. Они уже активно агитируют за себя. Среди них – бывший премьер-министр Араик Арутюнян, и по моему глубокому убеждению – именно он и есть – кандидат от власти. И даже сейчас в его поддержку используется административный ресурс. Так что ожидать прозрачных и демократических выборов – просто фантастика.

Хорошо. У власти есть свой кандидат, есть административный ресурс – все в общем-то идет по накатанной. А оппозиция с чем пойдет на выборы – даже в случае реализации вашего сценария? Кто кандидат от оппозиции?

Сейчас начал свою политическую деятельность Самвел Бабаян, бывший командующий армии обороны Арцаха. Он является оппозиционным кандидатом. Но мы хотим представить третью силу, и не собираемся поддерживать кого-либо из уже имеющихся кандидатов. В ходе переговоров мы намерены выдвинуть собственного кандидата, и всеобщими усилиями достигнуть цели.

Возможен ли будет такой консенсус между, насколько я понимаю, людьми, имеющими разные политические взгляды, жизненный путь, планы на будущее и прочее?

Да, у нас – очень разные люди и разные силы. И умеренные, и радикальные. Я, кстати, тоже намереваюсь создать свою партию. Никогда не видел себя партийным человеком, но нынешняя конституция Арцаха, которая была принята путем обмана людей в 2017 году, гласит, что выдвигаться в депутаты надо непременно по партийным спискам.

Но что вы собираетесь менять в глобальном плане? Вот вы говорите – режим олигархический, криминальный, а что взамен? Как вы видите будущее?

Взамен я вижу обширные реформы в образовании, здравоохранении, экономике – менять надо очень многое. Необходимо отказаться от практики устройства на работу по звонку, следует отбросить все наличествующие криминальные моменты и установить диктат закона. Так как наш народ видел войну, пережил очень тяжелые моменты, я уверен, он должен жить в условиях справедливости.

Значит, главная проблема Арцаха лежит не в экономической плоскости, не в плоскости безопасности даже, а именно в отсутствии верховенства закона?

Да, но не только, конечно. Есть проблемы, связанные с безопасностью – это приобретение сверхнового оружия и так далее. Есть много экономических проблем, которые не решались за прошлые 20 лет. Тут у нас показывали какой-то фантастический экономический рост, двузначные числа, но никакого экономического развития на деле не было. Так по телевизору – 15% экономического роста, а зарплаты у меня, у учителей, у других бюджетников годами не повышаются. Если учитывать инфляцию, то с каждым годом мы живем хуже. При этом Арцах имеет собственные рудники – здесь добывают золото, добывают медь. Если пересмотреть действующую экономическую модель – то не говорю, за год-два, но за 10-20 лет можно выйти на новый уровень, достичь экономического скачка. Но прежние власти, если они останутся, — обеспечат застой. Лет в 10.

Перескажу классическую претензию сторонников действующей власти и, соответственно, ваших противников – вы зачем все это делаете? Вы же безопасность нарушаете своими протестными действиями! Раскачиваете, так сказать лодку, и мешаете делу воевавших Бако Саакяна, Сержа Саргсяна и других… Как быть с безопасностью?

Те люди, которые выходят бороться с произволом – я уверен, в случае необходимости, одними из первых пойдут на границу защищать Родину. Это все отговорки, что, дескать, азербайджанцы на нас смотрят, и протестовать поэтому не надо. Вот, например, в апреле 2016-го никаких митингов, никаких протестов не было, но была война. Как власти объяснят это? Или они говорят – «мы, воевавшие»… Они создали такую ситуацию, как будто в Карабахской войне 90-х воевало только 4-5 человек! Кучка людей надавала друг другу должностей, званий и наград, а сейчас, как только получает критику в свой адрес, заявляет: «Ты что, как ты можешь все это говорить герою?». Но герои сейчас занимаются политикой. Если ты занимаешься политикой и представляешь себя как политический деятель, мы ответим тебе как политику. Так ведь не бывает, что ты – политик, а мы отвечаем тебе, как герою. Поэтому я и советую некоторым генералам, которые сейчас активно занимаются политикой, уйти из политики…

И остаться героями?

Остаться героями будет сложно, ведь они уже натворили кучу бед. Но хотя бы – не идти дальше. Потому, что в ином случае хуже будет им. И народ все понимает. Да, некоторые боятся потерять рабочие места, но люди копят негатив в себе, и если здесь все это взорвется – будет не так, как в Армении, «бархатно» революция здесь не пройдет.

Вдогонку вашей оговорке про рабочие места… Опасно ли быть оппозиционером в Арцахе, и каковы эти опасности? Касаются ли они упомянутых вами рабочих мест или каких-либо иных аспектов?

До революции в Армении это было очень опасно. Были случаи избиения, например, депутата национального собрания. Причем, все знают, кто это все организовал – от президента до рабочего-батрака на Кольцевой. Увольняли с работы… Куча неприятностей приходилась на долю таких людей. Однако лично у меня есть уйма рабочих предложений – как в Армении, так и вне ее, я без работы не останусь, потому и свободно изъявляю то, что хочу. А вообще бывало, что даже за лайк какого-то оппозиционного поста могли позвонить, спросить, почему лайкнул и т.д., а если комментарий напишешь – то и вовсе могли быть большие проблемы.

А если объяснить, почему лайкнул?

А им не интересно. Они же знают, почему.

И что же может быть в Арцахе за лайк?

Сейчас они боятся властей Армении. Мы ведь де-факто – часть Армении, это все осознают. И, боясь новых армянских властей и премьер-министра Никола Пашиняна, они на совсем уж грубые методы не решатся. Но все-таки пакостить будут.

А раньше?

Раньше за лайк можно было потерять работу точно.

Будут ли те конструктивные моменты и предложения, о которых мы говорили сейчас, отражены в программе вашей партии? Какова ее направленность и политический полюс?

Мы еще пишем нашу программу. Кстати, самый трудный вопрос – образование. Там мы сталкиваемся с очень большими трудностями потому, что образование требует очень крупных вложений, которые окупятся, спустя лишь лет 10, а то и больше… Но не проводить эти реформы – тоже не правильно. Начиная именно с образования и здравоохранения… Повторю, очень многие области нуждаются у нас в серьезных реформах. Причем, любой реформатор сталкивается с недовольством определенного слоя населения. Кто-то оказывается без работы, вследствие сокращений, чей-то профессиональный уровень не соответствует занимаемым должностям… Но если мы будем оглядываться на это, никаких реформ у нас не будет. Мы должны двигаться вперед. Нам необходимо изменить нашу экономическую модель, перейти к гибридной экономике потому, что чистый капитализм хорош для среднего и малого бизнеса, но в нашей программе государство должно иметь свою долю в крупных предприятиях, таких, как рудники и шахты. Как, например, Газпром в России. Это пополнит наш бюджет дополнительными средствами.

Достаточно левая программа в условиях имеющегося поля…

Да и, конечно, действующая власть на такое никогда не пойдет, ведь ее представители имеют личные доли в указанных предприятиях.

Когда регистрация?

Мы спешить не будем. Сейчас мы ищем людей, которые никак не связаны с действующей властью, образованы и имеют потенциал. Его мы надеемся использовать в будущем при назначении на различные должности. В нынешних условиях таких людей найти очень трудно.

Но в следующую парламентскую гонку ворваться планируете?

Да, обязательно. Или альянсом или отдельно партией – но мы обязательно там будем.

Беседовал Антон Евстратов.