АНАЛИТИКА

Из России, Украины и Кыргызстана о первом мае. Виртуальная пресс конференция

Еще в воспоминаниях многомиллионные первомайские демонстрации во всех городах и поселках бывшего СССР, еще в памяти людей среднего и пожилого возраста добровольно-принудительные митинги 1 мая, красные флаги, портреты и лозунги…

Но в СССР пришел капитализм и на митинги и демонстрации первого мая люди стали без принуждения приходить проявляя свою солидарность с рабочими всего мира, демонстрируя свою волю и заявлять о своих правах и правах трудящихся.

Пытаясь узнать как планируется отметить день 1 мая и как он прошел в некоторых республиках бывшего СССР Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» в крупнейшей социальной сети Фейсбук в режиме арцахлайн провел виртуальную пресс конференцию со сторонниками левого движения России, Кыргызстана и Украины.

На вопросы членов Виртуального Клуба отвечали; журналист Дмитрий Галкин (Россия),  активист общественной организации «Социальный рух» Захар Попович (Украина), активный член Партии Коммунистов Кыргызстана Амантур Манапбаев (Кыргызстан).

Как и всегда открыл виртуальную пресс конференцию руководитель Клуба Арам Аствацатуров, задавший первый вопрос Дмитрию Галкину:
Дмитрий здравствуйте, и благодарю за принятое приглашение.1 мая- праздник для кого и не праздник для кого?

Дмитрий Галкин

Дмитрий Галкин: 1-е мая, на мой взгляд, праздник для всех наемных работников и самозанятых, а также тех, кто выступает за улучшение их положения и реализацию их социальных и гражданских прав.

Арам Аствацатуров:  Амантур здравствуйте…
Не считаете ли вы, что празднование 1 мая это уже архаизм?

Амантур Манапбаев: здравствуйте, спасибо за вопрос. Если исходить от временного аспекта понятия архаизма, то в мире есть праздники более древнее. К примеру, кыргызский народ ежегодно 21 марта отмечает праздник Нооруз. Эту знаменательную дату наш народ празднует в течение пяти тысяч лет. Следовательно, для нашего народа День международной солидарности трудящихся относительно новый праздник. Более того, хочу отметить, что с каждым годом становится все актуальнее протестный характер Первомая.

Как известно, в СССР Первомая было праздником рабочих, которые, согласно Ленину, в этот день праздновали:
«Своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества». Ныне же, с учётом изменившихся исторических обстоятельств, Первомая становится вновь символом борьбы трудящихся за свои права.

Ольга Бархатова: Амантур, как в Кыргызстане граждане относятся к празднованию Первомая и что он означает?

Амантур Манапбаев: Ольга,  спасибо за вопрос. К сожалению, после распада СССР во многих странах постсоветского пространства, в том числе и в Кыргызстане началась пропагандистская компания по искажению смыслового значения всех знаменательных дат, связанных с советским периодом развития. В Кыргызстане только за последние три года, имели место быть три попытки искажения исторического значения знаменательных дат. А день Великой Октябрьской социалистической революции вовсе был упразднен указом Президента КР от 26 октября 2017 года. Считаю, подобные действия властей недопустимыми. Так как, кыргызский народ в большинстве своём имеет позитивное отношение к этим историческим событиям.

Арам Аствацатуров: Дмитрий, на Украине идет процесс декоммунизации. И это осуждается в российских официальных кругах и СМИ. Но превращение в России праздника солидарности трудящихся в праздник Весны и Труда тоже ведь акт декоммунизации.

Как вы прокомментируете такую трансформацию названия и суть праздника 1 мая?

Дмитрий Галкин:  во всех постсоветских государствах идут схожие процессы, которые, разумеются, различаются в зависимости от культурных особенностей и установившегося политического строя, но совпадают по своей направленности: снижение уровня социальных гарантий и создание препятствий для политической активности наемных работников. Эти процессы требуют какого-то идеологического прикрытия, поскольку правящий класс не может прямо объявить обществу о своих намерениях. В Украине в качестве такого прикрытия используется концепция декоммунизации, а в России — идеализация дореволюционной действительности и культ Сталина.

Арам Аствацатуров: уважаемый Захар, готовы ли активисты левых движений Украины прейти в наступление и более агрессивно проводить день первого мая?

Захар Попович: Арам, здравствуйте! Агрессивность не всегда может быть мерой радикальности, решительности и, главное эффективности и последовательности в борьбе рабочих за свои трудовые права. Например, завтра в Кривом роге пройдет марш независимых профсоюзов горняков и металлургов с требоваием повышения заработной платы, в противном случае профсоюзы угрожают забастовкой. Надеюсь, что работодатели пойдут на уступки и до проявлений агрессии дело не дойдет.

Кристина Арефьева: Дмитрий, как в Москве и вообщем в России организации левых движений планируют проводить 1 Мая?

Дмитрий Галкин: В этом отношении существующая практика не отличается от той, что существовала 100 лет назад. Левые проведут демонстрации под социальными лозунгами, а в некоторых организациях пройдут «маевки», — группы активистов отправятся на политически окрашенные пикники. Но подобная традиционность, что называется, не от хорошей жизни. В России не существует влиятельных профсоюзов, которые были бы готовы взаимодействовать с левыми, поэтому какие-то крупные совместные акции с профсоюзами принципиально невозможны. Еще более важная проблема заключается в том, что значительная часть российских профсоюзов контролируется властными структурами или работодателями. А потому они стремятся всеми силами лишить праздник Первого мая социального содержания и превратить Первомайскую демонстрацию в прогулку с флажками и бумажными цветами.

Арам Аствацатуров: Дмитрий, в современной жизни 1 мая крайне неудачный день, люди заняты отдыхом или работой на дачах. Может быть пора всем тем, кто имеет отношение к этому движению выбрать новый день в году?

Дмитрий Галкин: 1 мая — важный день для международного рабочего движения и то, что он остается государственным праздником позволяет российским трудящимся, хотя бы на формальном уровне, сохранить связь с левыми организациями и профсоюзными объединениями других стран. У нас есть возможность хотя бы раз в году почувствовать, что Россия с точки зрения своего социально-экономического и политического строя не является уникальной, и те проблемы, с которыми сталкиваются российские граждане, волную людей и в других странах. Если 1 мая отменить или перенести, эта возможность будет утрачена.

Арам Аствацатуров: Амантур, все таки 1 мая это праздник или день массового заявления рабочими своих прав и протестом против нещадной эксплуатации?

Амантур Манапбаев: праздник был в советское время. А в период капиталистализма при котором мы живём что праздновать рабочим? Свое нищенское положение? Поэтому, в сегодняшние дни, вновь становится актуальным воспринимать 1 мая, как символ борьбы трудящихся за свои права.

Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»,
Фейсбук, апрель 2019 год.
По всем вопросам, предложениям можно обращаться через электронную почту
[email protected]