БЛОГ

«Азербайджанский» друг Ираклия II

Недавно в сетях появилась такая новость, которую подхватили некоторые армянские СМИ. Мол, по желанию азербайджанской общины Грузии, в селе Садахло будет установлен памятник азербайджанскому герою, якобы соратнику царя Ираклия II. Зовут этого соратника Худу бек Борчалы. «Этот монумент станет олицетворением дружбы между грузинским и азербайджанским народами»- сказал журналистам советник министра образования, науки, культуры и спорта Грузии Георгий Гегечкори.

Опустим тот момент, говорил ли так грузинский истеблишмент или нет. Другое дело, что информации об этом герое практически нет.

Как свидетельствуют азербайджанские же источники, Худу бек Борчалы был из рода Ядигяровых, некоего дворянского азербайджанского рода. О нём якобы написано в книге «Бесики» Акакия Белиашивили, с гордым оттенком. Я решил эту книгу открыть, ну то есть сделать то, что в Азербайджане запрещено.

И во-первых, в книге нету слова азербайджанцы, есть только слово татары. «Чох яхши, чох! А что дальше, Гасан?- спросил Ираклий и разлёгся в бассейне. Они говорили по-татарски.»- цитата из книги.

Мало того, Азербайджан в этой книге находится не в нынешних пределах, а там где и должен был, на севере нынешнего Ирана.

«Лет двадцать назад в Персии выдвинулся правитель Азербайджана Азат-хан. Этот Азат-хан позвал своего полководца Муса-хана завоевать Ереван. Муса-хан, в свою очередь, известил Азат-хана, находившегося в Тавризе, о выступлении Ираклия». Очевидно, что речь о Персии, да и вообще эта книга портит всю азербайджанскую эпопею. И Ереван не часть Азербайджана, и Азербайджан не там, где надо. Там, где нынешний Азербайджан, упоминается «Ширван».

Да и это далеко не новость, ведь известно, что никаких азербайджанцев как народа в это время не было.

Самое главное- этот Худу бек действительно упоминается в книге, но цитаты, как в азербайджанских источниках, о его неком триумфе там нет. Самое забавное впереди: тюркские жители Борчали опять названы «татарами». При этом азербайджанские источники не пишут, с какой битвы он возвращался. А это была битва… с турками. Так повествует книга.

Смогут ли азербайджанцы так гордится тем, что борчалинский татарин Худиа-борчалинец(как написано в оригинале и без титула «бек») принёс голову турецкого сардара Супваф-хана? Сомнительно, ведь как же братская дружба с турками?

Татары были обычными наёмниками армии Ираклия II, наряду с черкесами и другими народами. Ираклий может быть и дорожил ими, но только в таком контексте, а не в национальном. Единственные братья у грузин в этой книги, как вы уже догадались, это армяне. О дворянских корнях Худии тоже не написано, он вообще упоминается без единого слова о своей биографии. Азербайджанские источники чуть ли не считают, что это книга описывает героизм азербайджанского народа. В отрубании турецких голов, что ли?

Не важно, фейк это или нет, поставят памятник или нет. Это ещё раз доказывает через абсолютно простой анализ, что азербайджанцы придумывают мифы также часто, как армяне пьют кофе. Сами азербайджанские источники лишь пару раз говорят об этом «герое», а книга оказалась совсем иной внутри, чем обещал азагитпроп. Не говоря уже о том, что грузинские источники тем более не знают ничего об неком символе «братства грузин и азербайджанцев».

Артур Акопян
ИАПС Антитопор