АНАЛИТИКАКОНФЛИКТЫ

Пока «халиф» дома

Пропагандистский центр Исламского государства “Фуркан” опубликовал видео с главарем МТО Абу Бакром Аль-Багдади

Ранее Аль-Багдади появлялся на видео лишь единожды — во время объявления “всемирного халифата” в мосульской мечети Ан-Нури в 2014 году. Последующие пять лет он обращался к сторонникам сугубо посредством аудиозаписей, распространяемым медиа ИГ. Последняя из них была опубликована 23 августа 2018 года.

Видео представлено в формате заседания т.н. “Шуры” (“совета”) — высшего исполнительного органа Исламского государства, в который входят лидер группировки и наиболее приближенные к нему лица, в основном главы “диуанов” (министерств). Интересна стилистика видео — рисуя образ “халифа”, пропагандисты ИГ обращаются как к образу Усамы бин Ладена, так и к образу Абу Мусаба Аз-Заркави. От первого унаследован “фирменный” АКС-74У с магазином от РПК-74, от второго — формат видеообращений (в одном из первых видео со своим участием Абу Мусаб Аз-Заркави также беседовал с членами “Шуры”).

Обращаясь к членам “Шуры”, Абу Бакр Аль-Багдади вспоминает битву за н.п. Багуз Фукани — он перечисляет имена джихадистов, командовавших обороной лагеря, а также руководителей медиа, которые погибли в боях. Среди перечисленных имен встречаются иностранцы, приехавшие на джихад в Сирию из Саудовской Аравии, Бельгии, Франции, Ирака и других стран. Одним из погибших медийщиков значится Абу Джихад Аш-Шишани, который, судя по имени, являлся чеченцем — представителем русскоязычных медиа ИГ. Есть некоторая вероятность того, что данный псевдоним был ошибочно присвоен лидером ИГ Абу Джихаду Аль-Карачаю — правой руке Умара Аш-Шишани, руководившему русскоязычным медиацентром ИГ “Фурат Медиа” в течение многих лет. Причиной подобной ошибки может быть то, что по свидетельству многих, местное население Сирии и Ирака называет всех подряд уроженцев Северного Кавказа “чеченцами”. Ранее мы публиковали интервью с женой Абу Джихада, которая в красках рассказала о нем.

Основной тезис, который продвигает Абу Бакр Аль-Багдади, заключается в том, что за все то время, пока длится активная фаза противостояния ИГ с коалицией, боевики не сдали без боя ни одного населенного пункта. Очевидно, что в данном заявлении стратегия ИГ, связанная с максимальным истощением противника любыми способами и любой ценой, противопоставляется стратегии прочих группировок, воюющих в Сирии, которые на протяжении как минимум двух лет сдают целые провинции без боя, эвакуируясь на пресловутых зеленых автобусах в Идлиб. Лидер группировки подчеркивает правильность избранной ИГ стратегии и предлагает как можно шире применять ее по всему миру.

Помимо участников боев за Багуз Фукани, Аль-Багдади хвалит боевиков новой провинции ИГ т.н. “вилаята Центральная Африка”, в частности джихадистов в Буркина-Фасо и Мали. Лидер ИГ упоминает главу центральноафриканского филиала Абу Валида Сахрави и призывает джихадистов увеличить количество нападений на французских военных, находящихся в Африке в рамках военной операции “Бархан”.

Далее главарь ИГ переходит к глобальной повестке и упоминает ряд относительно свежих новостей. В частности, отставки президентов Алжира Абдель Азиза Бутефлики и Судана Омара Аль-Башира. Также Аль-Багдади упоминает серию терактов в Шри-Ланке и нападение на сотрудников спецслужбы “Мабахит” в Саудовской Аравии. Повествование ведется уже не в формате беседы с членами “Шуры”, а голосом, озвучивающим видео с последствиями терактов и их исполнителями. По его словам, эти нападения — начало мести христианам за бомбардировки группировки в Сирии, и в частности лагеря Багуз. По всей видимости, основная часть видео была записана после 10 апреля 2019 года, но после кровавых событий в Шри-Ланке пропагандисты решили дополнить его похвалой лидера ИГ, вставив его речь в аудиоформате из-за невозможности записать новое видео.

В конце ролика показано, как Абу Бакр Аль-Багдади получает информацию о ситуации в районах, где джихадисты присягнули ему на верность. Помощники передают ему папки с обозначенными на них названиями “вилаятов” (в т.ч. “Вилаята Кавказ” и нового “Вилаята Турция”), содержание которых остается неизвестным.

Абу Бакр Аль-Багдади призывает всех присягнувших на верность джихадистов увеличить количество нападений на своих противников, особенно против стран запада, ведущих борьбу с терроризмом. При этом появление в кадре папок с отчетами о деятельности “вилаятов”, ранее никогда до этого не существовавших, свидетельствует о том, что борьба с Исламским государством далека от завершения. Если в Сирии и Ираке группировка потеряла некогда занимаемые территории не без помощи иностранного военного вмешательства (т.к. ни Сирия, ни Ирак в одиночку не смогли бы решить эту проблему), то в странах Африки ситуация гораздо хуже. Ограниченный контингент французских, американских и войск под эгидой ООН, которые ведут боевые действия не только против ИГ, но и против связанных с “Аль-Каидой” группировок, вкупе с благоприятной средой для появления джихадистских банд без серьезного усиления военного присутствия и улучшения социально-экономических показателей стран Африки не смогут противостоять нарастающей угрозе.

В целом, появление видеообращения лидера Исламского государства является знаковым моментом. Несмотря на то, что его содержание по большей части является весьма размытым, главный смысловой посыл состоит в том, что Абу Бакр Аль-Багдади жив и продолжает управлять группировкой — несмотря на все спекуляции по поводу его гибели или тяжелого ранения. С учетом потери территорий в Сирии и Ираке, а соответственно, и крахом “государства” как такового, пропагандисты ИГ перерисовывают образ Абу Бакра Аль-Багдади — вместо “сумрачного” правителя, который “дергает за ниточки” где-то за кадром, перед нами предстает отдавший всё за преследуемую им идею лидер джихадистов. По сути, медиастратегия Исламского государства в этом свете начинает напоминать медиастратегию ранней “Аль-Каиды” с её вечным Усамой бин Ладеном на кадрах хроники.

Directorate 4