Лорд Байрон и армянская Венеция

Мои Римские Каникулы. Часть III

Как известно, уникальность Венеции состоит в том, что большая часть улиц и переулков находятся на воде. Венецианцы их называют просто — каналами. Наиболее крупные каналы оснащены портовыми сооружениями для городского транспорта. В его роли выступают не привычные нам автомобили, автобусы и троллейбусы, а водные средства передвижения. В качестве прогулочного варианта используют гондолы и яхты. В качестве такси – моторные лодки. Общественный транспорт – небольшие пассажирские суда под названием вапоретто. Именно на них можно добраться до острова Сан Ладзаро дельи Армени. Сюда из Сан Марко каждый час отправляются вапоретто с причала №20. Кстати, весьма удобный и экономичный транспорт. К примеру, если приобрести суточный проездной за 22 евро, то можно с помощью вапоретто прокатиться по всем венецианским островам. Тогда как прогулочные лодки и гондолы обойдутся вам за «один присест» от 100 евро. Итак, оставив позади Сан-Марко, мой вапоретто причалил к Сан Ладзаро дельи Армени – этакая мини-Армения в венецианской лагуне. Мне повезло. Я прибыл сюда в тот час и день, когда на острове почти не было туристов. Поэтому смог вполне на- сладиться островом и богатой коллекцией мхитаристов. Но об этом чуть позже. Сначала хотелось бы рассказать вам об этом кусочке Армении в сердце Европы. До XVI века на острове находился венецианский лепрозорий Святого Лазаря, который и дал название острову. В 1717 году сюда прибыл армянский католический монах Манук ди Пьетро (Мхитар Севастийский), бежавший ранее вместе с группой последователей из Мореи, которая стала ареной военного противостояния между Венецией и Османской империей, и отдавшийся под покровительство Папы римского. На острове Мхитар Севастийский, или, как называют его армяне, Мхитар Себастаци, основал религиозный орден, который позже его сторонниками был назван мхитаристским, и армянскую католическую общину. Остров был благоустроен, площадь его увеличилась почти в четыре раза до 30 тыс. м2, на нем были разбиты парки и сады. К 1742 община на острове построила монашеские корпуса с храмом и библиотекой. В 1816 году на острове часто останавливался известный английский поэт лорд Байрон, который знакомился с армянской культурой и изучал армянский язык. Комната, где жил Байрон, сейчас используется как его музей. Необходимо заметить, что именно Байрон в соавторстве с монахами Мхитарского братства издал первый англо-армянский словарь. Также поэт принял авторское участие в составлении первого армяно-английского грамматического учебника. Один из европейских писателей как-то заметил, что, если греки не поставят памятник Байрону, воздвигнуть его должны будут армяне. Так и случилось. Уже у самого входа на остров гостей встречает каменное изваяние лорда Байрона. Сказать о том, что я, словно обезумевший, вглядывался в экспонаты мхитаристов – ничего не сказать. Здесь и подлинники Айвазовского, жившего и творившего некоторое время в Италии, а некоторые полотна и вовсе написаны на этом же острове, здесь и картины других европейских и армянских художников. Сотни предметов, которыми владели величайшие люди Европы, начиная со средних веков. Холодное оружие, принадлежавшее монархам, в том числе меч последнего короля Армянского Киликийского царства Левона V.

Отдельно стоит сказать и о коллекции книг и рукописей. Библиотека включает собрание старинных книг в количестве более 150 тысяч экземпляров, из них манускриптов более 5 тысяч, среди которых — 4 тысячи рукописей армянских. Монастырь превратился в крупный научный центр ориенталистики. И не зря в 1810 Наполеон I присвоил этой библиотеке статус Academia Armena Sancti Lazari, после чего членами этой Академии стали многие востоковеды, лингвисты, историки. Здесь же у мхитаристов находилась и собственная типография, где печатались книги на армянском, английском, французском, итальянском, русском и других языках. К примеру, на острове Сан Ладзаро дельи Армени до середины ХХ века печатался известный альманах «Русская лира» на русском языке, где выходили произведения русских литераторов-эмигрантов. Да и вообще связь мхитаристов с русскими имеет давние корни. Здесь на клочке итальянской Армении бывали в разные годы российский император Александр I, граф Петр Толстой, художник Александр Иванов, поэт Василий Жуковский, писатели Николай Васильевич Гоголь и Иван Сергеевич Тургенев, композитор Петр Ильич Чайковский. В настоящее время на острове монахами проводятся экскурсии, в ходе которых посетители знакомятся с большой коллекцией восточных древностей, включающей полностью сохранившуюся египетскую мумию. В будние дни здесь яблоку негде упасть. Вход платный. Правда, у армян привилегии – они могут наслаждаться всеми экспонатами бесплатно. Думаю, армяне, которые интересуются своей историей, хоть раз в жизни просто обязаны побывать в Сан Ладзаро дельи Армени. Здесь можно найти ответы на многие интересующие вопросы истории Армении, ее культуры, литературы, искусства. Получится своего рода культурно-просветительское паломничество. А я, насладившись островом и прекрасными венецианскими лагунами, направился дальше колесить по Италии. Впереди у меня были небольшие остановки в Милане, Генуе, Сан-Ремо… Но я все же хочу рассказать о другом.

Армянская Италия: вчера и сегодня

Италию сложно назвать страной, где проживает огромная диаспора армян. Как, например, во Франции. Однако из предыдущих глав читатель мог понять, что, если те же французские армяне тверды почвой, то итальянские армяне, коих меньше в количестве, тверды корнями. Италия, как и Армения, страна набожная. Здесь повсюду храмы, монастыри, образы, символы… Разница только в архитектурном исполнении. Ведь итальянцы католики, тогда как армяне в большинстве своем – приверженцы древневосточного православия. Но искусство не знает ни границ, ни религиозных разногласий. К примеру, в Италии уважаемы одиннадцать святых армянского происхождения. Взять ту же Флоренцию. В этом городе особо почитается Минас Флорентийский как первый мученик. А в честь него возведен храм Сан-Миниато-аль-Монте. По преданию, он был армянским принцем – богатым, черствым и расточительным. Одумавшись и совершив покаянное паломничество в Рим, он удалился в пещеру около Флоренции, где стал вести отшельническую жизнь. Святой Минас оставался там до того времени, когда император Деций решил предать его мученической смерти. Дикие звери отказались разрывать Миниато на куски, а огонь гас, и тогда святому отрубили голову. Согласно житию, после казни мученик поднял собственную голову, взяв ее в руки, и отправился умирать в родную пещеру. Впоследствии, приблизительно в IV веке, там воздвигли часов- ню, а в 1018 году епископ Гильдебранд решил построить здесь церковь, которая долгое время считалась самой красивой в городе. Итальянцы называют Минаса Миниато.

Внутри храма мозаика, изображающая св. Миниата справа от Христа, держащим корону. Справедливости ради, замечу, что большая часть формирования значительной армянской колонии раннего средневековья стала результатом как крестовых походов, так и, позднее, тесных торговых связей между Киликийским армянским царством и итальянскими городами-республиками Генуя, Венеция и Пиза. Между 1240 и 1350 годами, согласно Гевонду Алишану, армянские церкви существовали в 25 итальянских городах. Как пишет Костан Зарьян, армяне построили 34 церкви и монастыря в Италии. В XIII—XIV веках в Италии насчитывалось около 40 армянских церквей. Армянская церковь Св. Варфоломея в Генуе (1308) известна тем, что там с 1384 г. хранится Спас Нерукотворный (один из двух Мандилионов). С годами в Италии армян становилось все меньше и меньше. Одни эмигрировали, другие растворились в итальянцах. Особенно в городе Бари (регион Апулия) и на Сицилии, где исстари проживали армяне. А в 668 году в Сицилии и вовсе правил армянский монарх из рода Гнуни Мизизий (Мжеж), узурпировавший власть на острове. Потомки войска Мизизия из армянского византийского полка оставались на Сицилии до ХХ века.

Именно они уже в годы Геноцида армян в Османской Турции сформировали в Палермо добровольческий отряд и отправились спасать своих соотечественников. Часть отряда охраняла коридор Дер-Зора, другая часть отправилась в служение Армянского Легиона Чести, организованного Погос Нубаром и Вааном Кардашяном. Армянские добровольцы из Палермо без страха с большой жестокостью и гневом уничтожали регулярные отряды турец- кой армии. После Геноцида в Италию стало при- бывать новое поколение армян, оседав- ших, как правило, в северных ее регионах. Многие из них прославили новую родину своими талантами. Например, Джакомо Чамичян, ученый-химик, чье имя носит Химический университет в Болонье, художники Паоло Кеседян и Карло Чазарни Сарухан, оратор Андреа Джангирян. А имя итальянской писательницы Антонии Арслан стало популярным после выхода ее книги «Усадьба жаворонков», которую экранизировали режиссеры Витторио и Паоло Тавиани, назвавшие ленту «Гнездом жаворонка». Подводя итог моих «Римских каникул» скажу, что армяне в Италии оставили героические следы. Маленький народ создал большой отпечаток в истории Италии и занял почетное место среди нацменшинств этой страны.

Вадим АРУТЮНОВ

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + одиннадцать =