КУЛЬТУРА

Братья Ахундовы и «древний Азербайджан»

Армянское «ничего не вижу, ничего не слышу»

В 1983 году на IV Международном симпозиуме по грузинскому искусству в Тбилиси выступили азербайджанские историки Ахундовы, которые поведали советскому миру, что армянская культура полностью была заимствована у Кавказской Албании, от хачкаров до Гандзасара. Шквал критики от учёных Армянской ССР это вызвало, привело к написанию статей, но на этом всё закончилось.

Ахундовы прекрасно знали, что языком богослужения албанских церквей был армянский и уже здесь, как минимум, глупо утверждать, что «армяне всё украли у албан», о чём аккуратно, в стиле якобы научном писали азербайджанские историки.

Мало того, хачкары оказывается теперь не хачкары, а «хачдашы». А ещё оказывается, что крест на хачкарах помёщен в стилизованном михрабе(ниша в мечетях), что намекает. Азербайджанские историки косвенно, таким образом, утверждают, что арки, колонны и ниши придумали мусульмане, а все остальные народы этого не умеют. Иначе эту глупость невозможно объяснить.

Любовь забрать как можно больше достигла такого предела, что азербайджано-албанский хачдаш стал ещё «наследием митраистских культов», а изображения Христа на некоторых хачкарах- это «синтез митраизско-христианских представлений». Ну и далее понятно: символическое изображение Голгофы в виде трёхступенчатого стилобата под крестом на самом деле «характерный художественный приём, издревле применяющийся на территории древнего Азербайджан». Что такое «издревле» у Ахундовых- неизвестно, но и без этого их «ненаучные нетруды» кажутся ещё большим бредом.

Словно вбирая всё больше и больше, боясь что-то упустить, авторы перешли к одному хачкару из Джуги, на которым были изображены два крылатых дракона с единой головой в фас. Мало того, что они это назвали «головой Христа», они же заявили, что оно связано с изображением «своеобразного синтезированного митраизско-христианского Олимпа». Теперь посчитайте, сколько религий и культур перечислили азербайджанцы, чтобы описывать «албанские хачдаши» и это начинает напоминать хаос, а то и клоаку.

«На западном фасаде Гандзасара помещено Распятие Христа с фигурами Богоматери и Иоанна Богослова по сторонам. Авторы и здесь усмотрели «символическую схему картины мира» (с. 10) и даже монгольские косички на голове Христа, которые я заметить никак не смог, несмотря, на то, что трижды побывал в монастыре Гандзасар.»- это пишет советский учёный Якобсон, посвятивший статью-опровержение Ахундовых.

Намоним, что все эти псевдо-научные перлы были написаны в 1983 году, за 4 года до начала армяно-азербайджанского конфликта. На эти перлы вежливо отвечали армянские и другие советские историки, ссылаясь на глупость или необразованность авторов. Вот что пишет Якобсон в конце своей статьи:
«Непонятно, зачем понадобилось авторам искажать смысловое и художественное содержание и происхождение армянского средневекового декоративного искусства, легко и бездумно «присоединяя» его ток уже не существовавшему в то время искусству Албании (а в понимании авторов—к искусству Азербайджана), то непосредственно к искусству Азербайджана. Народу Азербайджана и без того есть чем гордиться. Достаточно назвать мавзолеи Нахчевана, монументальные памятники недавно раскопанного Байлакана и выдающееся декоративное искусство XII — XIII столетий.

Итог наш краток. С сожалением приходится признать, что статья Д. А. и М. Д. Ахундовых крайне тенденциозна по смыслу и духу своему. Такого рода статьи, на наш взгляд, могут только дезориентировать читателя.»

Вот и всё. Армяне и другие советские учёные были сами дезориентированы, поверив в советскую сказку о «братстве армянского и азербайджанского народа» и дав возможность азербайджанцам дальше писать статьи, а в один период эти статейки превратились в идеологию новоиспечённого государства. Вроде бы сейчас никто не думает, что Ризван Гусейнов или Фарида Мамедова пишут не из-за своего квази-нацизма, а просто потому что они «тенденциозны», реальность не позволят, но отсюда появляется вопрос- как долго армяне не будут видеть в упор своих врагов, пока уже не будет поздно?

Артур Акопян,
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий