Армения не желает смотреть на Иран через очки Госдепа: Эксперт
27 февраля начался официальный визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Тегеран. Накануне в интервью агентству «IRNA» Пашинян заявил: «Многовековая дружба между народами Армении и Ирана является хорошим примером межкультурного диалога и сосуществования между различными религиями и цивилизациями». Что скрывается за дипломатически выверенными фразами армянского премьер-министра? И каково значение его визита в Исламскую республику?
Значение Ирана для официального Еревана невозможно недооценить. Эта страна одновременно граничит и с Арменией, и с Азербайджаном и подконтрольными армянским силам территориями вокруг Нагорного Карабаха. Более того, наряду с Грузией иранская граница является выходом для Армении во внешний мир, так как две другие с Турцией и с Азербайджаном закрыты. Добрососедские отношения с Тегераном в таких условиях — не роскошь, а настоятельная необходимость. Но следовать этой очевидности сложно, учитывая общий контекст американо-иранских отношений. Особенно в период президентства Дональда Трампа. Добавим к этому заявления его советника Джона Болтона во время его пребывания в Ереване. Они были более, чем однозначные: США не заинтересованы в усилении иранских позиций в Закавказье.
Однако, несмотря на это, Пашинян, хотя и с опозданием, но отреагировал на приглашение Хасана Роухани (оно было получено осенью прошлого года). Причины здесь вполне прагматические. Армения не удовлетворена нынешним уровнем двусторонних экономических отношений с Ираном. Есть интерес к приданию им дополнительных импульсов. Плюс Ереван хотел бы стать «мостиком» между ЕЭАС и Исламской республикой. Есть, впрочем, и политические резоны. Тегеран в последние годы существенно нарастил отношения с Баку, что в Армении воспринимают с опаской. Получить под боком у себя соседа, настроенного на кооперацию с Азербайджаном в ущерб армянским интересам в Ереване не желают.
Как бы то ни было, а мы снова видим доказательства того, что якобы «прозападное» правительство стремится к равновесным отношениям с приоритетными партнерами. И, стремясь к экономической кооперации с Россией, ЕАЭС и ЕС, армянское руководство не забывает про Иран. Явно не желая смотреть на Исламскую республику через очки американского Госдепа. К слову сказать, размещение военно-гуманитарной миссии в Сирии, скорее всего, найдет в Тегеране поддержку и понимание.
Автор: Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co со