БЛОГПУТЕШЕСТВИЕ

25 вопросов о Нагорном Карабахе: «Интересный Мир»

Главный редактор российского издания »Интересный мир» Игорь Ширяев и его супруга Лариса рассказали в своем очерке — «25 вопросов о Нагорном Карабахе» — о том, что они считают символом Карабаха и что их там удивило больше всего.

Нагорный Карабах(Арцах)
Фото: Игорь Ширяев

В далеком 2009 году мы впервые попали в Нагорный Карабах (Арцах). Попали случайно и полюбили на всю жизнь. Потом приезжали ещё. В этом году исполняется 10 лет этой любви и 10 лет нашим репортажам о Нагорном Карабахе. За это время нами были написаны, сфотографированы и сняты на видео гигабайты медиа-материалов, посвященных природе и людям этой страны. В нашем интернет-СМИ «Интересный мир» опубликована лишь незначительная часть, которую мы субъективно посчитали лучшей. Остальное мы рассказывали устно и показывали на своем личном компьютере в многочисленных рассказах нашим московским друзьям и знакомым. В этой публикации мы подводим некоторые личные итоги. За 10 лет мы опубликовали всё, что хотели и посчитали нужным из тех материалов, которые собрали в поездках по Арцаху. Однако за время наших многочисленных бесед с московскими друзьями и интервью журналистам сложился некоторый типичный перечень вопросов, которые нам традиционно задавали или которые мы поднимали сами. Вот об этом нам и хочется написать в заключительной публикации огромного 10-летнего цикла, посвященного Нагорному Карабаху. Все наши ответы, естественно, субъективны и не претендуют на всеобъемлющую истину. Это просто личные впечатления.

1. Как вы, россияне, москвичи, попали в Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах(Арцах)
Фото: Игорь Ширяев

Игорь: В 2009 году один наш знакомый предложил поехать в Нагорный Карабах. Я осознанно не упоминаю его имени, т.к. не уверен, что он этого хочет. Мы оба люди азартные и лёгкие на подъём: туристы, журналисты, блогеры, энтузиасты фото- и видеосъемок. Мы согласились.

На тот момент о Нагорном Карабахе я не знал ничего, кроме названия, которое я тоже услышал впервые от этого человека. О длительном политическом, военном и национально-религиозном конфликте между армянами и азербайджанцами я не имел никакого представления. Я написал о планируемой поездке в своем блоге. И вдруг какие-то люди, называвшие себя азербайджанцами, стали писать мне угрозы, суть которых сводилась к следующему: вот вы приедете в Карабах, а мы в этот момент Карабах завоюем, тебя убьем, твою жену изнасилуем и тоже убьём, а потом вас мёртвых обоих изнасилуем.

Я очень удивился и начал читать по теме Нагорного Карабаха. Мы с Ларисой тогда не вполне понимали, какой серьезный конфликт существует между армянами и азербайджанцами. Как журналисты и блогеры, мы хотели рассказать людям о красоте земли, которую большинство наших читателей никогда не видели. Мы наивно полагали, что красота спасет мир, ибо она вне политики.

В результате получилось то, что получилось. Армяне приняли нас, как самых дорогих гостей. У меня появилось много друзей среди армян. Азербайджанцы наоборот осыпали меня угрозами. Мне писали, звонили по телефону, угрожали изнасиловать, убить, а потом снова изнасиловать. Но азербайджанцы не учли мой характер. По образованию я профессиональный психолог. Я 25 лет отработал с людьми, которые бывают конфликтны и неадекватны. Мне можно объяснить почти всё, что угодно, но меня невозможно запугать. Если мне угрожают, я буду делать напротив. И наоборот – добро и гостеприимство я буду помнить всегда. И теперь Азербайджану придется принять тот факт, что я всегда буду считать Нагорный Карабах армянским, а армян своими друзьями. Друзей не сдают, как говорят в России.

2. Расскажите о международной обстановке, связанной с темой Нагорного Карабаха.

Нагорный Карабах(Арцах)
Фото: Игорь Ширяев

Лариса: Я не политик и не международный юрист. Моё мнение непрофессионально, это мнение частного лица.

На мой взгляд, обиженная азербайджанская сторона расчётливо нагнетает эмоции и передёргивает факты на тему Нагорного Карабаха. Обиженная сторона пытается намыть хоть какую-то выгоду на фоне безнадежного военного и политического поражения, но это выглядит неуклюже, глупо и смешно. Я считаю, что победа и обретение независимости жителями Карабаха – это торжество исторической справедливости. Я не отношу себя к религиозным людям, но я вижу в произошедшим Божий промысел. Злодеи понесли Божью кару, и это справедливо.

Что касается большинства других людей планеты, далёких от темы Нагорного Карабаха и географически, и духовно, то я предполагаю, что им всё равно. Им всё равно не всегда потому, что они чёрствы и равнодушны, а потому, что у них своих забот хватает. В своих многочисленных поездках по планете я много раз сталкивалась с тем, что люди ничего не знают об огромной России. О сравнительно маленьком Нагорном Карабахе они тоже ничего не знают.

Некоторые относятся негативно, услышав слова «непризнанная республика». Я считаю, что армянам не нужно ничего доказывать и ни в чем оправдываться перед другими людьми. На святой для армян земле Арцаха произошло страшное злодеяние со стороны врагов, которые теперь выдают себя за несправедливо обиженных. Бог справедливо покарал лгунов и злодеев. Это правильно и хорошо. Здесь больше нечего объяснять и нечего доказывать посторонним и далеким от темы людям. Победитель в справедливой национально-освободительной борьбе должен иметь достоинство. Оправдываться должны виноватые, и это точно не армяне. Умные заинтересованные люди во всём мире и так всё понимают, а глупым и предвзятым всё равно ничего не объяснишь и не докажешь.

Игорь: О международной обстановке должны рассуждать профессионалы: политики, международные юристы, независимые историки – так же, как например, о психологии должны рассуждать профессиональные психологи. Я очень не люблю непрофессионализм в любой сфере. В истории и политике я непрофессионал. Поэтому я могу только поделиться субъективным эмоциональным впечатлением.

На мой взгляд, Нагорный Карабах однозначно теперь навсегда армянский. Для меня это уже свершившийся исторический и политический факт. Да, проигранная война очень обидна для Азербайджана, но поражение нужно уметь признавать. По факту на глобусе планеты теперь существует новая страна, возникшая в результате армянского национально-освободительного движения и Карабахской войны – это суверенное государство Нагорно-Карабахская республика (Арцах). На мой субъективный взгляд, международное признание Карабаха – вопрос совсем близкого будущего, т.к. с фактами придется считаться. По крайней мере, я этого очень хочу.

3. А может азербайджанцам и армянам надо помириться, и всё будет хорошо? Что бы вы пожелали обеим конфликтующим сторонам?

Нагорный Карабах(Арцах)
Фото: Игорь Ширяев

Лариса: Мне кажется, что примирение сейчас политически невыгодно ни одной из конфликтующих сторон. Политики во всём мире одинаковы: на конфликтах делаются власть, слава, деньги. Искреннее примирение сейчас вряд ли возможно. Мир, как прекращение боевых столкновений, может быть, но искреннее примирение вряд ли. Я желаю конфликтующим сторонам прекращения боевых столкновений. Я не хочу, чтобы лилась кровь.

Игорь: Опыт России и Германии показывает, что между бывшими врагами может быть искреннее примирение. Россия понесла ничуть не меньший ущерб от фашистской Германии во Второй Мировой войне, чем армяне от азербайджанцев – по количеству человеческих потерь намного больший. В моей стране долгое время слова: фашист, немец, враг – были почти синонимами в языке народа. Но прошли годы. И дело не только в том, что время лечит. Лечит не время, а разумные поступки виноватой стороны. Бог прощает раскаявшихся грешников, которые своими делами искупили вину. Мне кажется, в этом вопросе людям нужно учиться у Бога. Но прощение и духовное примирение возможно только, если виноватая сторона признаёт свою вину, проходит непростой этап длительного покаяния и своими добрыми делами искупает вину. В масштабах стран на это требуются десятилетия. Возможно, для истинного примирения нужно ждать, когда умрут от старости жертвы военных преступлений, когда состарятся и умрут воспитанные ими дети, и вот только внуки смогут приблизиться к истинному духовному примирению народов. Но ведь для этого виноватая сторона должна приложить огромные многолетние усилия. Германия тому пример. А вот со стороны Азербайджана я пока таких усилий не вижу. Но конечно, я так же, как и Лариса, желаю, чтобы как можно быстрее прекратились военные провокации и человеческие жертвы. Люди не должны гибнуть.

4. Были ли у вас какие-либо неприятности, связанные с посещением Нагорного Карабаха?

Игорь: Были угрозы. Мне и моей жене угрожали изнасилованием при жизни и после смерти. Убить угрожали. Еще мне звонили по телефону, и голос с азербайджанским акцентом пел мне песню о том, как на моей могиле будут расти пенисы. Кстати, голос был хороший и текст яркий. Я, как пишущий человек, оценил. Посмеялся и поблагодарил звонившего за выступление. Он растерялся и бросил трубку.

Еще после нашей первой поездки в Нагорный Карабах нас включили в, так называемый, «чёрный список» Азербайджана. Нам запрещен въезд в Азербайджан, но я туда и не стремлюсь. Я всегда помню, что в «чёрном списке» Азербайджана рядом со мной находятся, например, великая певица Монсеррат Кабалье, яркий журналист и блогер Александр Лапшин, и многие другие очень достойные люди. Находиться с ними в одном списке – это честь для меня. А если кто-то из туристов переживает, что после посещения Нагорного Карабаха он не сможет въехать в Азербайджан, то ему никто не мешает поменять эти поездки местами.

Всё вышеперечисленное я бы не называл неприятностями. Я отношусь к этому с юмором. Заявления некоторых азербайджанцев выглядят в моих глазах, как минимум, заблуждениями и глупостью, а как максимум, просто бредом!

Лариса: А какие у меня могут быть неприятности, если рядом со мной умный сильный мужчина?!
Продолжение статьи по ссылке: www.interesmir.ru

Добавить комментарий