Послание Путина едва ли прибавило оптимизма бизнесу
Послание Путина едва ли прибавило оптимизма бизнесу. Да, президент назвал целью «улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции, чтобы никто не убегал в другие юрисдикции за границу». И даже предложил с 1 января 2021 года прекратить действие всех существующих нормативных актов в сфере контроля и надзора и ведомственных инструкций и обновить нормативную базу. Однако такого рода привлекательных обещаний прежде звучало немало, но на практике они наталкивались на вязкое сопротивление бюрократического аппарата и не приводили к раскрепощению инициативы бизнеса.
Ведомственная зарегулированность, конечно, мешает предпринимателям, но в большей степени они озабочены прессингом со стороны различных правоохранительных органов, который усиливается по мере сокращения общего экономического пирога. Эту тему президент также затронул, но менее решительно, чем в некоторых предыдущих посланиях. Призывы «внимательно посмотреть на критерии, по которым все сотрудники той или иной компании могут попасть под такой квалифицирующий признак, как группа лиц по предварительному сговору» и «жестко ограничивать поводы раз за разом продлевать сроки содержания под стражей» при расследовании экономических уголовных дел говорят о том, что президент в курсе сложившейся практики, но не дают оснований надеяться на реальные изменения.
И уж совсем ничего Путин не сказал о текущем положении иностранного бизнеса в России и необходимости создания условий для привлечения зарубежных инвестиций. Понятно, что ему, в условиях геополитической конфронтации с Западом и перспектив усиления санкционного режима, эта тема кажется совершенно не актуальной. Громкое дело с арестом Майкла Калви и других руководителей инвестфонда Baring Vostok, несмотря на прочную репутацию, долгий успешный опыт и заступничество влиятельных людей, лишь подтверждает такое положение дел.
Александр Ивахник