ПОЛИТИКА

Интервью главы МИД Арцаха агентству Медиамакс

— Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана 16 января в Париже удостоилась положительного отзыва международного сообщества. В этом контексте была подчеркнута важность подготовки общественности в Армении и Азербайджане к миру. Тезис о необходимости подготовки к миру продолжает активно обсуждаться. Как бы Вы прокомментировали широкий резонанс, вызванный этим тезисом?

Тезис о необходимости подготовки обществ к миру в процессе урегулирования конфликта является своего рода прописной истиной. В истории урегулирования конфликта между Арцахом и Азербайджаном были периоды, когда считалось, что лидеры стран находятся ближе к достижению согласия относительно подписания мирного договора, чем общества сторон. Поэтому звучали призывы о подготовке народов к миру.

В Баку запретили митинговать за «возвращение Карабаха»

Однако в отношении нынешней стадии азербайджано-карабахского конфликта абсолютно неуместны попытки поставить знак равенства между настроениями в обществах Армении и Арцаха, с одной стороны, и Азербайджана, с другой. И Арцах, и Армения ушли далеко вперед в этом вопросе. Для того, чтобы двигаться дальше в этом направлении, Азербайджану необходимо наверстать упущенное – пройти долгий путь, который азербайджанские власти всячески избегали. Официальный Баку до сих пор не только не готовил свое общество к миру, но и делает прямо противоположное: активно проводит на государственном уровне политику по насаждению ксенофобии в отношении армян, поощряет преступления на почве ненависти к армянам, героизирует преступников, совершивших подобные преступления, препятствует общественным миротворческим инициативам, постоянно угрожает войной, не оставляет попыток изолировать Арцах и т.д.

Подобная политика Азербайджана как в прошлом, так и сейчас бросает тень на весь процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, отбрасывает его далеко назад. Поэтому на первом этапе азербайджанские власти должны прекратить кампанию ненависти и, возможно при международной поддержке, предпринять действенные шаги для искоренения тех негативных явлений, которые стали укореняться в азербайджанском обществе в результате долгих лет насаждения нетерпимости в отношении армян.

— Видите ли Вы предпосылки к формированию доверия между сторонами?

Официальный Степанакерт неоднократно выступал с различными инициативами с целью формирования доверия между сторонами. Однако в ответ с азербайджанской стороны звучали одни лишь угрозы.

Формирование атмосферы доверия является одним из столпов урегулирования любого конфликта. Однако, как показала практика, реализация мер установления доверия может быть эффективной лишь в условиях, когда обеспечена необратимость мирного процесса и существуют международные механизмы, гарантирующие невозобновление боевых действий.

Очевидно, что в условиях, когда азербайджанская сторона продолжает всячески препятствовать внедрению механизмов международного контроля над режимом прекращения огня, в том числе согласованных в 2016 году в Вене и Санкт-Петербурге, едва ли можно ожидать от Баку реальных шагов по реализации мер укрепления доверия.

— Видите ли Вы сигналы, указывающие на то, что в ближайшее время Арцах станет полноценным участником переговоров?

Восстановление полноформатных переговоров с прямым и полноценным участием Республики Арцах — один из важнейших вопросов нашей внешнеполитической повестки. Эта цель может быть достигнута, если два армянских государства четко распределят роли и полномочия в процессе мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном. Скоординированные шаги Еревана и Степанакерта в данном направлении позволят создать предпосылки для возвращения Арцаха за стол переговоров.

Руководство Республики Армения, в свою очередь, неоднократно заявляло, что интересы Степанакерта на переговорах непременно должны представлять власти, избранные народом Арцаха.

В то же время мы видим, что азербайджанская сторона всячески противодействует восстановлению полноформатных переговоров, выдвигая различные несостоятельные идеи и предложения. Подходы Азербайджана в данном вопросе являются своего рода лакмусовой бумажкой, демонстрирующей отсутствие реальной готовности Баку к поиску справедливого решения азербайджано-карабахского конфликта.

— Как Вы относитесь к неофициальным встречам премьер-министра Армении и президента Азербайджана?

Любые встречи, которые способствуют укреплению мира и безопасности в регионе, можно только приветствовать.

— Арцах вновь подтвердил свою готовность де-юре взять на себя ответственность за обеспечение стабильности и мира в регионе. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

Арцах, как важный военно-политический фактор в регионе, давно является провайдером безопасности и де-факто вносит свой вклад в поддержание региональной стабильности. Например, арцахская сторона на средства собственного правительства в одностороннем порядке установила систему постоянного видеонаблюдения линии соприкосновения, которая может стать составной частью международного механизма контроля над режимом перемирия. Международным посредникам была предоставлена возможность для ознакомления с созданной системой.

Говоря о готовности Республики Арцах де-юре взять на себя ответственность за поддержание регионального мира, мы, в первую очередь, имеем в виду, что Арцах в качестве полноправной стороны должен участвовать в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и вместе с другими подписантами будущего юридически обязывающего мирного договора делить ответственность за судьбу региона.

— Какие инициативы предпринимаются для международного признания Арцаха?

Международное признание является приоритетом номер один во внешней политике Республики Арцах. Процесс признания республики пока что идет на уровне административных регионов и городов многих стран мира. Со стороны МИД Арцаха осуществляются последовательные шаги с целью придания дополнительного импульса тем позитивным тенденциям, которые есть в процессе международного признания.

Вместе с тем прилагаются усилия, направленные на расширение и углубление децентрализованного сотрудничества и международных связей Арцаха. В прошлом году расширилась география децентрализованного сотрудничества, охватив регион Ближнего Востока. В целом в течение 2018 года были установлены дружественные отношения между шестью городами Арцаха и иностранных государств.

Добавить комментарий