Московский областной суд затягивает дело лидера Талышского национального движения Фахраддина Абосзода
Московский областной суд затягивает дело известного политического и общественного деятеля, одного из лидеров Талышского национального движения, филолога и публициста, постоянного автора Кавказского геополитического клуба Фахраддина Абосзода, обвиняемого в Азербайджане по ряду политических статей. От России, где он, отказавшись от азербайджанского гражданства, проживает с видом на жительство, требуют выдать его в Баку. Как мы уже писали, в нынешних обстоятельствах выдача ученого в Азербайджан будет означать не проведение справедливого судебного разбирательства по предъявленным ему обвинениям, а жестокую расправу, которой с нескрываемым нетерпением жаждут его политические противники.
Тем, кто не знаком с реальной обстановкой в Азербайджане, это может показаться преувеличением. Однако некоторые детали задержания Фахраддина Абосзода в полицейском управлении Люберецкого района, откуда он был передан в прокуратуру, санкционировавшую его арест, показывают, что опасения за его судьбу имеют под собой все основания.
В этот день, 6 сентября, российских правоохранителей неоднократно атаковал звонками (их было не менее 10-15) генерал-майор МВД Азербайджана, заместитель директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, штаб-квартира которого находится в Москве, Акпер Юсифов. Азербайджанский полицейский настоятельно требовал от российских коллег незамедлительно, буквально в тот же день, передать Фахраддина Абосзода в азербайджанское посольство.
Подобное поведение, с одной стороны, свидетельствует об уверенности представителей азербайджанского лобби в своих силах. На каком основании генерал Юсифов присвоил себе право вмешиваться в работу правоохранительных органов РФ? Чем мотивировал свое требование? О чем еще просил российских коллег?..
С другой стороны, настоятельные просьбы Акпера Юсифова выглядят еще более зловещими на фоне прогремевшего на весь мир инцидента с убийством и расчленением в стамбульском генеральном консульстве Саудовской Аравии известного журналиста Джамала Хашогги. Представитель влиятельной саудовской семьи, в последние годы он перешел в оппозицию правящему режиму и был вынужден переехать в США, где получил вид на жительство.
Хашогги зашел в генконсульство за необходимыми ему документами, и больше его никто не видел. Более чем через две недели после начала скандала, разразившегося после его исчезновения, саудовское руководство было вынуждено признать смерть Хашогги. «Дискуссия с людьми, которых он встретил в консульстве в Стамбуле, привела к драке, которая стала причиной его гибели», — такова официальная версия Эр-Рияда. По делу об убийстве Хашогги арестованы 18 человек. Его тело до сих пор не нашли: предполагают, что его либо растворили в кислоте, либо расчленили и вывезли из дипломатического учреждения по частям.
Комментируя эту абсолютно дикую историю на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», президент России Владимир Путин указал, что, поскольку Хашогги проживал в Америке, выбрав ее в качестве страны-убежища, «в этом смысле, конечно, США несут определенную ответственность за то, что с ним произошло». Сам Хашогги также считал, что «обрел безопасность на Западе», о чем неоднократно говорил друзьям и коллегам.
Учитывая, что степень «демократичности» Азербайджана сравнима с саудовской, требование Акпера Юсифова о передаче Фахраддина Абосзода в азербайджанское посольство приобретает определенно инфернальный оттенок. Однако, рассуждая по аналогии и в контексте, предложенном российским президентом, ответственность за судьбу ученого, постоянно проживающего в России с видом на жительство (то есть ровно на тех же правовых основаниях, что и Джемаль Хашогги в США), ложится в этом случае на Москву.
Показательны и сами формулировки, также очевидны методы постсоветских стран как будто пришедшие в наши дни из бериевских времен…
При таких обстоятельствах допустить выдачу официально проживающего на его территории человека, преследуемого по политическим мотивам — фактически на расправу — не позволит себе ни одно уважающее себя и тем более правовое государство, которым, несомненно, считает себя якобы Российская Федерация. Будем надеяться, ИншАллах, что вопрос о выдаче Фахраддина Абосзода в Азербайджан вскоре будет окончательно снят с повестки дня.
Yusif Sardarzade/Соцсети