Top.Mail.Ru
Армянская дверь Святой Софии

Армянская дверь Святой Софии

Когда речь идёт об армянах и о Соборе Святой Софии в Константинополе, то первым делом вспоминается архитектор Тиридат, восстановивший изящный купол собора, о чём есть свидетельство Степаноса Таронаци и современных историков архитектуры. Но не только этот армянский след был оставлен в истории самого узнаваемого храма Константинополя.

Тигранакерт – это императорский город, который имеет общецивилизационное значение — археолог представил итоги раскопок

Армянский историк Степанос Таронаци(Асохик) X-XI вв., написавший “Патмутюн тиезеракан”(“Всеобщая история”) оставил интересный факт. Первые две части, по традиции армянской историографии, составлялись из трудов предыдущих историков(такая традиция продолжалась вплоть до Чамчяна в XIX веке, который также начинал с трудов Хоренаци) и во второй книге есть одна примечательная информация.
При всех искажениях русского перевода можно увидеть вот это в описаниях событий VI века:

“Бeдешх Вардан, сын Васака, из рода Мамиконов, смотревший на все это (речь идёт о притеснениях армянского населения персидским марзпаном. -прим. Антитопора) с негодованием, улучив удобное время и поразив мечом марзпана Сурена, убил его на 41 году царствования Хосрова, что соответствует 7-му году царствования Юстиниана, в 22 день месяца арега — т. е. в феврале, во вторник. Все армянские князья, отложившись от парсов, предались грекам и вместе с ними восстали страшною войною. Вардан же с семейством своим и с другими дворянами убежал в Грецию в царственный город Константинополь, где он представился царю Юстиниану, построившему [собор] св. Софии и приобщился к его закону. Своим именем он назвал главную дверь св. Софии, которая до сих пор называется «армянской дверью».”

Книга II, часть 2. “О армянских князьях, что после царей-аршакидов;— о армянских патриархах по прекращении рода святого Григория.”

Вскоре марзпаном Армении стал нахарар Давид Сагаруни, на что был вынужден пойти Иран после гибели Сурена и последующего восстания. Но что же за “армянская дверь”, название которой оказалось забыто историей(впрочем, как и имя Тиридата)? Мы не можем увидеть детали этого события, которое во времена Таронаци было хорошо известно.
Но главная дверь Святой Софии называлась армянской.

Артур Акопян
ИАПС Антитопор

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − 4 =