АНАЛИТИКАКОНФЛИКТЫ

В чечено-ингушском конфликте обозначилась новая интрига: Сергей Маркедонов

Конституционный суд Ингушетии признал не соответствующим Основному закону республики соглашения между Грозным и Магасом. Пункт второй постановляющей части судебного решения констатировал, что без утверждения межреспубликанского договора на референдуме в Ингушетии, он «не порождает правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления» этого северокавказского субъекта РФ. Но, пожалуй, самый главный пункт постановления третий. Он о том, что решение КС «не может быть преодолена повторным принятием республиканского закона»

Протесты в Ингушетии и фактор Аушева — Сергей Маркедонов

Неприятие договоренностей с Грозным — это не только реакция рядовых жителей республики, но и представителей различных элит. То же решение КС появилось не спонтанно, а после обращения в него группы депутатов ингушского республиканского парламента. При этом Юнус-бек Евкуров заявил, что постановление высшей судебной инстанции Ингушетии не может отменить соглашения с Чечней. По его мнению, свое слово должен сказать Конституционный суд России. Этим ситуация в Ингушетии разительно отличается от Чечни, где внутриэлитные дискуссии невозможно себе представить.

Как бы то ни было, а в оценке главы самой маленькой республики Северного Кавказа есть своя логика. Ведь речь идет не о положении дел в одном субъекте федерации, а в договоре между двумя соседними регионами. Но вопрос о чечено-ингушской границе — не чисто правовой спор. В конце концов решения КС Ингушетии или РФ будет подвергнуто различным трактовкам, выходящим за рамки формально-юридической логики. Референдум как инструмент прямого народного волеизъявления выглядит эффектным решением. Но есть серьезные сомнения в его эффективности. Сама кампания, сопровождаемая эмоциональными выступлениями, может стать конфликтогенным фактором. Она может спровоцировать негативную реакцию другой части «многонационального народа России», проживающего в Чечне. Более того, для федеральной власти опасно выпускать ситуацию из-под контроля, отдавая ее на откуп региональных элит. Но при этом Москва не стремится к широкому публичному обсуждению «пограничной» проблемы, надеясь на проверенные неформальные методы урегулирования спорных вопросов.

В любом случае чечено-ингушская проблема выходит за рамки исключительно Северного Кавказа. От успешного распутывания этого узла во многом зависит стабильность не только в одном отдельно взятом регионе, но и внутриполитическая устойчивость в России в целом.

Сергей Маркедонов

Сергей Маркедонов специально для телеграм-канала Bunin & Co.

Добавить комментарий