«Армения – моя духовная родина» — Ян Гиллан и Гюмри
1990-й год помимо всего прочего, был ознаменован приездом в Ереван Deep Purple с Яном Гилланом. Тогда он уже был гуру тяжелого рока, почитаемый основоположник, для многих сродни святому.

Йен Гиллан и Тони Айомми в Ереване
Он приехал не только петь, но помочь после разрушительного землетрясения 1988 года Ленинакану и Спитаку. Затем его приезды превратились в долгожданное, но ожидаемое событие. Спортивно-концертный комплекс ломился от народа, особо не надрывавшего голосовые связки, приветствуя Гиллана. Когда он запел, все люди сосредоточенно затихли.
Армяне после митингов решили добиться своего: название песни скандировали несколько тысяч человек. Гиллан уже не мог прикидываться глухим, пришлось как-то реагировать и он сказал что-то вроде: «Не потяну уже, пожалейте, ребята».
После ереванских концертов музыканты поехали в Ленинакан.
«Спустя полтора года после землетрясения люди на улицах бродили потерянные. Очень подействовали на меня слова мэра о том, что даже после полутора лет нигде в городе не звучит музыка — ни церковная, ни на радио, даже птицы в городе не пели. Это сподвигло нас на то, чтобы что-нибудь сделать», — говорил тогда Гиллан.
Они еще не раз приедут в Армению, а тогда Гиллан сделал, что мог, чтобы в Гюмри вновь зазвучала музыка.
«Армения — моя духовная родина. И это никак не связано с религией. Если бы я родился в Мекке, то, уверен, не стал бы католиком. Просто вы, армяне, мне нравитесь», — эти слова Гиллан сказал двадцать лет спустя, в 2010 году.