Су-30СМ – в Армении? Пашиняну удалось то, что не удалось Саргсяну
В административном комплексе Минобороны накануне состоялась рабочая встреча министра обороны Армении Давида Тонояна и секретаря Совета безопасности Армена Григоряна. Собеседники выделили значение программ, направленных на развитие военной авиации.
На этом фоне весьма примечательную информацию опубликовала российская газета «Коммерсантъ» – в статье под заголовком «Старый контракт для нового премьера». Газета написала, что не исключено, что в ближайшем будущем арсенал ВВС Армении может пополниться многофункциональными истребителями Cу-30СМ российского производства. Речь идет о приобретении как минимум 12 самолетов.
Информация об этом контракте пока официально не подтверждена, несмотря на то, что российское СМИ ссылается на свои информированные источники. Приобретение многофункциональных истребителей Cу-30СМ главным образом поспособствует модернизации всего арсенала военно-воздушных сил.
«Коммерсантъ» пишет, что разговоры о желании Армении приобрести Су-30СМ возобновились после того, как Никол Пашинян выложил в социальной сети Facebook фотографию, на которой он находится в кабине самолета, расположенного в военном аэропорту Эребуни.
У этой сделки, конечно, есть предыстория, корни которой уходят в период президентства Сержа Саргсяна. Контракт о поставке истребителей был подписан еще в 2012 году, однако так и не вступил в силу из-за возникших в Армении финансовых проблем.
По сведениям газеты, в последний раз к теме закупок Су-30СМ стороны возвращались за несколько месяцев до революции в Армении, приведшей к смене премьера (вместо Сержа Саргсяна им стал Никол Пашинян) и обновлению силовой части кабинета министров. «Именно на этой встрече представители Минобороны Армении сообщили российским переговорщикам, что закупка ранее законтрактованных «Сухих» откладывается на шесть лет, то есть до 2024 года», – пишет «Коммерсантъ».
Если информация газеты достоверна, то получается, что революция и произошедшая в Армении смена власти изменили ситуации, и Россия в настоящее время пытается реализовать этот контракт с новым руководством Армении.
Обращаться к военному компоненту данного контракта даже бессмысленно, поскольку он существенно повысит уровень безопасности Армении. Намного более существенна политическая сторона вопроса. Трудно поверить в то, что новое правительство Армении всего за 40 дней смогло решить финансовые проблемы. Скорее, в глазах Москвы повысилась субъектность Армении: по всей видимости, по части финансовых обязательств Ереван выступил с заверениями, которые властям России показались достойными доверия. Непримиримая борьба с коррупцией в армии по всем направлениям поспособствует модернизации ВС Армении.
С другой стороны, увеличение субъектности Армении после бархатной революции расширило возможность Еревана для маневра во внешней политике, и Москва делает демонстративные жесты новым властям Армении – с целью сохранения своего влияния в Армении. Рестарт контракта о поставках истребителей может уложиться в эту логику.
Поднятие темы Cу-30СМ в особенности важно в контексте сегодняшнего регионального статуса-кво, когда Азербайджан явным образом готовится к новой войне. Москва дает понять, что не поощряет эти настроения Баку. Это, безусловно, является тактическим успехом внешней политики новых властей Армении.
В любом случае пока рано считать произошедшее следствием пересмотра региональной политики России. Пока что на уровне первых лиц в руководстве России мы не слышали заявлений о том, что Москва в полном объеме верна духу армяно-российских союзнических отношений, что предполагает прекращение поставок российских вооружений Азербайджану. До тех пор, пока Москва не дала подобных заверений властям Армении, нет никаких гарантий, что Москва не продолжит свою политику по милитаризации региона – увеличивая риски войны.