ПУТЕШЕСТВИЕ

Маленькая Армения в далекой Аргентине

Александр Лапшин: «Мы привыкли считать, что Южная Америка эта родина полногрудых мулаток и сеньоров в белых брюках в сомбреро. Пусть сомбреро скорее к Мексике относится, но так ли это важно. Для многих станет открытием, что в Южной Америке существуют огромные общины выходцев не только с Ближнего Востока (одних ливанцев тут несколько миллионов), но и также евреев, армян, французов, русских, японцев и китайцев. Сегодня мне довелось побывать в армянском квартале Буэнос-Айреса, который расположен в районе Палермо к западу от центра города. Это в массе своей вовсе не те армяне, которых мы знаем по Еревану и Москве, тут основная масса это потомки беженцев, спасавшихся от резни в Османской империи в 1915-1920 годах. Многие из них даже не бывали в Армении ни разу в жизни, а часть не говорят по-армянски. Но это не делает армян диаспоры меньше армянами, чем их соотечественники в Ереване и Стапанакерте, даже более того, тут патриотизма и боли за происходящее в Армении не меньше, чем у самих ереванцев. Вот такой парадокс. Прогуляемся? Кстати, на фотографии(миниатюра статьи — от ред.) я рядом с главой армянского центра в Аргентине, Карлосом Манукяном.

Сейчас, когда лучшие умы азербайджанской разведки, еще не сбежавшие в Москву в поисках лучшей участи ломают голову, что же это страшный Лапшин делает в Аргентине у дашнаков (для азербайджанских прокуроров все армяне — дашнаки, а все китайцы — армяне ибо у них фамилии тоже на «янь»), я скажу следующее: когда я был в неволе, тысячи армян диаспоры митинговали в разных странах мира перед посольствами Белоруссии, требуя меня не выдаватб в лапы Алиева. В том числе в Буэнос-Айресе. И поскольку я здесь, то считаю своим моральным долгом посетить этих людей и сказать им спасибо.

Итак, сегодня в Аргентине проживают около 150 тысяч армян, причем число это несколько занижено, поскольку последняя перепись проводилась более десяти лет назад. Они в массе своей третье и четвертое поколение тех, кто перебрался сюда спасаясь от резни в Турции. Но сейчас община пополнилась несколькими тысячами новых переселенцев, приехавших уже из Армении как таковой. Кто-то из них легализовался, другие в процессе, третьи еще как-то. Добавим до десяти тысяч беженцев из Ирана, вскоре после исламской революции 1979 года, беженцев из Ливана спасавшихся от арабо-израильских войн.
Местные армяне советуют округлить цифру до 200 тысяч этнических армян в Аргентине. Таким образом после США, России и Франции, именно в Аргентине проживает четвертая по численности армянская община. Причем община достаточно влиятельная и богатая. Основная часть проживает в столице, Буэнос-Айресе, где расположены все общинные центры, школы, институт, общественные организации. Даже улица, где собственно эпицентр армянской жизни в Аргентине так и назыется, Armenia —

Там же рядом парк, который назван в честь армянских иммигрантов —

Район очень тихий и зеленый. Тут колоритные кафе и рестораны, дорожки для велосипедистов и фешенебельные бутики —

Армянская католическая церковь —

Историческая колониальная застройка испанского периода, это тоже армянский квартал —

Центр армянский религиозной жизни Буэнос-Айреса это Кафедральный собор Святого Григория, отметивший в прошлом году свой 80-летний юбилей.

Флаг Арцаха заметили?

Армянский ресторан по-соседству, мы в нему еще вернемся чуть далее.

Местная община имеет чрезвычайно богатую культурную жизнь —

Курсы армянской кухни не желаете?

Основная часть общинных организаций относится к дашнакам в той, или иной степени. Это и неудивительно, ведь если армяне из Армении имеют родину, то потомки беженцев из Эрзурума и Карса родину потеряли. Могут ли армяне в четвертом поколении, живущие в Южной Америке и никогда не бывавшие в Еркеване, считать Армению своим домом? Вопрос риторический. Зато они прекрасно знают, кому обязаны за то, что они потеряли свой дом. Две принципиально разные идеологии вроде бы одного народа.

Если бы я не знал, что это армяне, то легко принял этих людей за обычных аргентинцев. Они, впрочем, аргентинцы и есть, лишь очень малая часть из них ответит вам на «Барев», им проще «Буэнос диас». По большому счету, абсолютно тоже самое в любой другой диаспоре, среди тех же евреев США.

На входе контроль, лишь бы как с улицы не зайдешь. Буквально на пальцах я обьяснил охране, что я Александр Лапшин, похищенный режимом Ильхама Алиева в Азербайджан за путешествие в Карабах. Приятно, что ребята сразу поняли, о чем речь. Позвали старшего, завели внутрь, угостили чаем-кофе, провели экскурсию по собору.

Это мы с Карлосом Манукяном, главным армянином Аргентины, если можно так выразиться. Он очень много сделал для общины, ее укрепления, для помощи вновь прибывшим, для связей армян диаспоры с жителями Республики Армения. Вы обратили внимание, что избражено(миниатюра статьи — от ред.)  на хачкаре? Татик и Папик, символ Нагорного Карабаха.

Слева направо Алекс Хаджяндиректор армянского центра, по центру в очках настоятель собора, а двое других ребят это артисты из Степанакерта, приехавшие на гастроли в Аргентину. Они меня как раз сразу узнали —

Лучшие умы азербайджанской разведки лопнули от натуги, пытаясь собрать разрозненные обрывки мыслей. Что это на фотографии? Ордена, которыми дашнаки наградили Лапшина? Из чистого золота? Вай-вай. На самом деле, это организации, входящие в культурную ассоциацию армян Аргентины —

Узнаваемый и любимый всеми Шарль Азнавур —

Чтобы прочитать статью полностью, пройдите по ссылке puerrtto.livejournal

Добавить комментарий