АНАЛИТИКА

Пойдет ли грузино-российский транзит грузов через Абхазию и Южную Осетию?

Детали проекта и что ожидают от него Грузия, Россия и Армения

Пойдет ли грузино-российский транзит грузов через Абхазию и Южную Осетию?» data-description=»Детали проекта и что ожидают от него Грузия, Россия и Армения»>

После почти двух лет переговоров Грузия и Россия начинают приходить к пониманию по поводу экономического проекта, сложного в политическом смысле — транзита грузов из России в Грузию и дальше в Армению через зоны неурегулированных конфликтов — Абхазию и Южную Осетию.

24 мая в Праге пройдут очередные переговоры с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным.

Грузия и Россия сформируют специальную рабочую группу по исполнению соглашения «О механизме таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами».

Это соглашение предусматривает создание так называемых «торговых коридоров» из России в Грузию и Армению через Абхазию и Южную Осетию. Об этом в интервью Радио Свобода заявил спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией посол Зураб Абашидзе.

20 мая Абашидзе сообщил Радио Свобода, что шанс на достижение окончательной договоренности о задействовании «торговых коридоров» появился после того, как Россия на днях подписала со швейцарской компанией SGS специальный контракт о мониторинге швейцарскими наблюдателями движения грузов через Абхазию и Южную Осетию.

«Грузия оформила аналогичный контракт с той же компанией еще в декабре», – передает слова Абашидзе Эхо Кавказа.

При этом грузинский дипломат сообщил, что, согласно основополагающему соглашению между Россией и Грузией «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами» от 2011 года, швейцарские наблюдатели будут «мониторить» ситуацию как на территории России, так и Грузии, но без проведения процедур по таможенному оформлению грузов, а лишь с целью сбора информации о движении товаров.

Ранее власти Южной Осетии выразили сомнение в перспективности любых российско-грузинских соглашений об использовании территории частично признанной республики для транзита грузов в Армению и Грузию без прямого участия Цхинвали.

Абашидзе исключил участие Цхинвали и заявил, что Грузия не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, а «третьей стороной» соглашения и проведения мониторинга может быть только Швейцария.
Таким образом, создание альтернативных дорог для транзита грузов из России через Грузию и обратно снова стало темой дня в политическом дискурсе двух стран. И это интересно еще и потому, что между этими странами уже почти десять лет как прерваны дипломатические отношения.

Почему возникла идея проекта? Предыстория
Чтобы объяснить суть проекта, необходимо вернуться назад на семь лет.

В 2011 году рассматривался вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (в дальнейшем будем называть ее ВТО). Условием членства в этой организации является согласие всех без исключения ее участников. Таким образом, России нужно было получить согласие Грузии, которая вступила в ВТО несколькими годами раньше.

Грузия использовала ситуацию для того, чтобы добиться давно нужной ей цели — контроля за грузами, которые приходят из РФ в Абхазию и Южную Осетию (регионы, которые Тбилиси считает оккупированными Россией).

И в качестве условия своего согласия на принятие России в состав ВТО Тбилиси потребовал, чтобы Москва согласилась на то, чтобы третья страна включилась в мониторинг этих грузов.

После длительных переговоров, проходивших при посредничестве Швейцарии, 9 ноября 2011 года правительства Грузии и РФ подписали двустороннее “Соглашение об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга товарооборота”.

Речь в документе шла только о России и Грузии, Абхазия или Южная Осетия не упоминались – как говорят многие эксперты, по требованию российской стороны. Но темой соглашения стал именно международный контроль за грузами, которые приходят из России в эти республики.

Тогда же стороны согласились с тем, что нейтральной страной, необходимой для реализации соглашения, станет Швейцария. Была также выбрана швейцарская частная компания, которой предстояло выполнить непосредственную работу по мониторингу грузов. Ею стала компания SGS.

Несколько последующих лет Тбилиси и Москва продолжали обсуждение деталей соглашения, но следующий решающий шаг был сделан только в 2017 году.

19 декабря налоговая служба Грузии официально подписала контракт со швейцарской компанией SGS. После того, как аналогичный контракт с SGS подпишет Москва, начнется его практическая реализация. Именно это и обсуждалось – без конкретных результатов – на встрече Карасина и Абашидзе в Праге 31 января.

В чем суть проекта?
Процитировать контракт, который Грузия подписала 19 декабря 2017 года с SGS, невозможно – он до сих пор нигде не опубликован и недоступен. Некоторые эксперты называют его “секретным”. Поэтому объясняем то, что можно объяснить благодаря комментариям экспертов, но не имея доступа к оригиналу документа.

Контракт со швейцарской компанией SGS несколько модифицирует первоначальную цель, которая зафиксирована в соглашении от 2011 года. Там речь шла исключительно о мониторинге грузов, которые поступают из России через территорию Грузии и обратно.

Нынешний контракт говорит не только о контроле за этими грузами, но также о создании в целом трех транзитных коридоров из России через Грузию для перемещения грузов.

Согласно контракту, только одна из этих дорог будет постоянно открыта для передвижения людей и грузов — это и сейчас действующая автомобильная трасса, которая пролегает из Северной Осетии через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» на грузино-российской границе — единственный официальный наземный пункт пропуска людей и грузов через грузино-российскую границу.

У этого коридора есть две основные проблемы.

Первая – это очень низкая пропускная способность узкой трассы – машинам приходится стоять в очереди иногда сутки, а то и двое, особенно в туристический сезон (зимой и летом).

Вторая проблема – это частые сильные снегопады зимой и сход селя в другие времена года, когда трасса полностью перекрывается на дни или недели.

Это очередь машин на Верхнем Ларсе
А это — там же сошел сель

Две другие дороги, названные в контракте, это —

1) автомобильная дорога из Владикавказа в Южную Осетию и затем в Горийский район Грузии;

2) автомобильная дорога из Сочи в Абхазию и затем в Зугдидский район Грузии.

Обе дороги проходят через конфликтные зоны и поэтому с начала 1990-х годов частично или полностью перекрыты. Согласно нынешнему контракту, они могут быть использованы только как альтернативные дороги в случае чрезвычайных ситуаций (каких именно – в соглашении не конкретизируется).

Как сказал JAMnews профессор университета имени Григола Робакидзе политолог Паата Закареишвили,«контракт с SGS отличается от соглашения 2011 года тем, что Грузия соглашается потенциально открыть транзитное движение по дорогам через Абхазию и Южную Осетию. И это никак не было изначальной целью Грузии, а, скорее, ей противоречит. Проект приобрел более широкий контекст, но даже если он будет запущен – остается под вопросом, будет ли действительно открываться транзитное движение в чрезвычайных ситуациях или эта часть контракта останется только на бумаге».

Теперь о том – как будет происходить транзит грузов по этим двух трассам в таких случаях.

Практическая схема транзита

Швейцарская компания SGS – она получит соответствующие права и будет отвечать за обязательную проверку любого груза, который пройдет через каждый из трех названных выше транзитных коридоров. SGS будет подотчетна только швейцарскому правительству.

Российская и грузинская стороны – они будут обязаны предоставить SGS исчерпывающую информацию о поступающих грузах.

SGS должна будет создать свои пункты контроля (таможни) в специально оговоренных географических пунктах. Как прописано в соглашении от 2011 года, эти пункты должны находиться на обоих концах всех трех торговых коридоров – но не на территории Южной Осетии и Абхазии.

Географическое расположение контрольных пунктов швейцарской компании SGS

Транзитный путь из Сочи в Абхазию и затем в Зугдидский район Грузии

Один пункт досмотра будет создан в районе города Адлер (Краснодарский край, РФ), второй – в районе города Зугдиди в Грузии.

Транзитный путь из Владикавказа в Южную Осетию и затем в Горийский район Грузии

Один пункт досмотра будет создан в районе села Нарт в Северной Осетии (РФ), второй – в районе города Гори в Грузии.

Ныне действующая дорога из Владикавказа (РФ) через контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» в Казбеги (Грузия) была включена в соглашение по просьбе грузинской стороны. Она хотела бы, чтобы все три транзитные дороги между Грузией и Россией регулировались одинаково. Здесь также будет два швейцарских пункта контроля – один в районе города Владикавказ (РФ), другой в районе города Казбеги (Грузия).

Что ожидает от реализации проекта Грузия?
Серги Капанадзе, в настоящее время депутат грузинского парламента от фракции “Европейская Грузия”, руководил грузинской делегацией на переговорах по соглашению в 2011 году, сказал JAMnews, что это «действительно хорошее и необходимое соглашение”.

«Грузия впервые добилась того, чтобы на границах оккупированных регионов появились международные наблюдатели.

Также Грузия получила механизм на международном уровне, который может позволить вести торговые операции через оккупированные территории.

Но важно тут то, что речь идет именно о возможностях — сам механизм не подразумевает ведение торговли и не обязывает к этому ни одну из сторон”.

Что ожидает от реализации проекта Россия?
“Мы возлагаем большие надежды на это соглашение: рассчитываем, что оно придаст мощный импульс торговле в регионе”, – это слова заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина.

Карасин, однако, сообщил неполную информацию о швейцарских пунктах досмотра. Из его слов получилось, что они будут находиться только на территории Грузии, что не соответствует тексту соглашения.

Хотя альтернативные транзитные пути, зафиксированные в соглашении, проходят через Абхазию и Южную Осетию, Григорий Карасин в том же интервью российской газете “Коммерсант” подчеркнул, что документ “не влечет обязательств для третьих стран, включая, разумеется, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия”. Но не пояснил, что именно это означает для этих республик.

Что ожидает от реализации проекта Армения?
“Я правильно понимаю, что главным бенефициаром реализации этого соглашения станет Армения? То есть что Москва это делает даже не столько для себя, сколько по просьбе Еревана?” – спросила в том же интервью газета “Коммерсант” Григория Карасина.

“Просьба Армении у нас действительно есть”, — ответил он.

Почему Армении так важно, чтобы политический двусторонний грузино-российский проект заработал, коротко объяснила аналитик армянского издания “Лрагир” Наира Айрумян:

“Армения имеет лишь один сухопутный путь, связывающий ее с Россией через Грузию. Он был восстановлен после русско-грузинской войны 2008 года по просьбе Армении. Однако дорога эта в силу климатических условий закрыта почти полгода. И Армения не скрывает, что нуждается в более безопасном и надежном транзите через Грузию”.

Источник: JAMnews

 

Добавить комментарий