АРМЕНИЯ

Арцах «Карабах». 20 февраля 1988 г.

30 лет тому назад события этого дня потрясли не только армянский мир. Народ Арцаха, десятилетиями боровшийся за право оставаться армянином на родной земле, в этот день открыто заявил о том, что является хозяином своей судьбы и не намерен больше терпеть иго Азербайджана. …Начиная с 13 февраля 1988 года каждый день на площади Ленина в Степанакерте проходили митинги, собиравшие по 40-50 тысяч человек. Народ требовал вывода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана и воссоединения с Арменией. 17 февраля из Москвы в Степанакерт возвратилась делегация карабахской интеллигенции, находившаяся в столице СССР с 8 февраля. Население области требовало созыва внеочередной сессии и решения вопроса.

Тогдашний заместитель председателя исполкома Облсовета Шмавон Петросян через годы в статье «Как состоялась историческая сессия» («Айастани Анрапетутюн», 20 февраля 1999г.) вспоминал: «19 февраля 1988г. во второй половине дня ко мне пришли депутаты Вардан Акопян, Армен Цатурян, писатель Гурген Габриелян и положили на стол предложение 67 депутатов (к вечеру следующего дня это число увеличилось еще на 20. — Г.А.) о созыве внеочередной сессии». Петросян сообщил об этом требовании председателю исполкома В.Осипову, который в эти дни не приходил на работу и постоянно находился в кабинете первого секретаря обкома партии Б.Кеворкова. Утром 20 февраля из Баку в Степанакерт прибыли первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана К.Багиров и инструктор отдела пропаганды ЦК КПСС В.Яшин.

По свидетельству Шмавона Мисаковича, 20 февраля в 11 часов утра было созвано заседание Облсовета, на котором 9 его членов поддержали требование депутатов о созыве внеочередной сессии Облсовета. Попытки К.Багирова и руководителей области провалить организацию сессии оказываются тщетными. В Степанакерт начинают прибывать из районов депутаты. 20 февраля из Арцаха направляются многочисленные телеграммы и письма в Ереван и Москву.

Только в Верховный Совет Армянской ССР с 20 февраля по 11 марта из Арцаха поступило 54 письма, телеграмм, обращений (материалы Национального архива РА, фонд 207, опись 44, дело 3).

В частности, в телеграмме из Мартунинского района НКАО в адрес ЦК Компартии Армении говорилось: «Обстановка крайне напряженная, накалилась до предела при попустительстве советских и партийных органов. В ближайших азербайджанских городах и районах проводится массовое избиение граждан армянской национальности, поджигаются и разбиваются автобусы и автомашины, курсирующие из НКАО через территории азербайджанских республик. Прошу принять срочные меры для обеспечения безопасности армянского населения…

От имени демонстрантов и актива района депутат Верховного Совета СССР Балаян Вазген» (там же, л.1). 20 февраля из Гадрута на имя председателя президиума ВС Армении Г.Восканяна поступила телеграмма следующего содержания: «Четвертая сессия 20 созыва Гадрутского райсовета народных депутатов, состоявшаяся 20 февраля 1988г., решила просить президиумы Верховного Совета Армянской ССР и Азербайджанской ССР ходатайствовать о созыве внеочередной сессии Верховного Совета СССР для окончательного решения вопроса воссоединения Нагорного Карабаха и Нахиджевана с Советской Арменией и проведения референдума в частях Шамхорского, Дашкесанского, Ханларского и Шаумяновского районов с армянским населением по вопросу воссоединения их с Советской Арменией. Зампредседателя исполкома Гадрутского райсовета Давдян Э.М.» (Там же, л.2).

Об аналогичном решении свидетельствовала телеграмма Восканяну из Мардакертского райсовета, где также отмечалось, что радио и телевидение Азербайджана постоянно твердят, что «это дело рук армянских экстремистов, что Азербайджан никогда не отдаст Карабах Армении» (там же).

20 февраля во второй половине дня состоялась 4-я внеочередная сессия степанакертского городского Совета народных депутатов 20-го созыва, на которой из 110 депутатов присутствовали 92. Сессия обсудила вопрос «О положении, создавшемся в г.Степанакерте в связи с требованием трудящихся о передаче Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».

Первой выступила депутат, актриса армянского Драматического театра Марго Баласанян. Она отметила, что в результате крайне тяжелого социально-экономического положения горные армянские села пустеют. Сказала, что с этим нельзя больше мириться, и по поручению коллектива театра выразила полную поддержку воссоединению Нагорного Карабаха с Арменией (Государственный архив НКР, ф.135, опись 1, д.186, л.7).

Следующим выступил начальник автоколонны 2118 Максим Мирзоян, сказавший, в частности: «Сегодня в области, городе архисложная ситуация.

Разобраться в этом необходимо срочно… Все это складывалось десятилетиями. Как понять мне решение обкома партии в конце 50-х годов о запрете приезда делегаций Армении в НКАО, НКАО — в Армению? Как понять освобождение директора музея Карапетяна только за то, что он хранил в архиве музея книги С.Абрамяна и Б.Улубабяна? Почему из наших печатей изъяли армянские буквы, которым 1600 лет, которые пронесли через века труды греческих, римских, арабских и других ученых древности?» (там же л.14).

Выступившие затем председатель профкома работников культуры Лаура Гараян, секретарь парткома Карабахского шелкового комбината Роберт Кочарян, работница конденсаторного завода, депутат Ирина Геворкян и другие депутаты выразили возмущение в связи с проводимой азербайджанскими властями антиармянской политикой в отношении Нагорного Карабаха и высказались за выход области из Азербайджана и воссоединение с Арменией. Сессия Степанакертского горсовета решила: «Выражая волю трудящихся, сессия горсовета поддерживает их требования о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР.

Положительное решение этого вопроса исходит… из интересов трудящихся области, будет способствовать дальнейшему укреплению интернациональной дружбы» (там же л.26).

Решение было сразу передано в исполком Облсовета. Предполагалось созвать внеочередное заседание Областного совета 20 февраля в 16.00. Однако из-за отсутствия кворума начало заседания задерживалось.

Сессия началась вечером в 20.20, когда в зале собрались 111 депутатов из 149. Как вспоминал позже избранный председателем сессии занимавший тогда должность начальника областного отдела образования Виген Айрапетян (газета «Советский Карабах», 20 февраля 1991г.), «…Площадь Ленина была заполнена людьми, скандирующими «сессия!» Добравшихся до Степанакерта депутатов люди встречали как героев. Море людей расступалось перед ними, открывая дорогу к зданию Облсовета.

Прибытие каждого очередного депутата встречалось с ликованием.

Известно, что дороги в Степанакерт были перекрыты, власти повсюду усиленно «искали» депутатов. Но они тем не менее добрались до цели, обойдя посты и пробираясь лесами и горными тропами. Кто-то догадался накормить их, и они, подкрепившись на ходу, заходили в здание…» Руководители Азербайджана и Нагорного Карабаха еще раз попытались помешать, теперь уже в зале, работе сессии.

Тогда на весь зал прозвучал голос депутата Вардана Акопяна: — Вы нам мешаете! Мы сейчас начинаем работу сессии. Можете сесть, можете уйти — решайте сами! («Хорурдаин Карабах», 20.02.1991). Так как на сессии не было предусмотрено выступление докладчика, речь выступавшего первым Вардана Акопяна, согласно регламенту, была признана докладом.

Потом один за другим выступили 44 депутата. И все они настаивали на выполнении требования арцахских армян — воссоединении с Арменией. Была уже поздняя ночь, когда депутаты единогласно приняли историческое решение. …Депутаты вышли из зала и влились в ряды тысяч митингующих карабахцев, с ликованием отмечавших первые минуты и часы своей независимости и свободы.

Грант АБРАМЯН, доктор исторических наук, профессор.
«Голос Армении»

фото — aparaj.am

Добавить комментарий