АЗЕРБАЙДЖАНАНАЛИТИКА

Исмаил Шабанов о дискримминации прав талишского народа в Азербайджане

На вопросы основателя проекта «Viburnum» Арарата Петросяна отвечает Исмаил Мусарзаевич Шабанов — талышский политолог, ученый и общественный деятель.Член комиссии Совета при Президенте РФ по межнациональным вопросам. Член комиссии Совета по национальной политике при Президенте РФ. Президент РОО «Талышское возрождение». Член Совета ассамблеи народов России.Представляем вашему вниманию интервью из 2 частей.

Часть Первая

В двух словах расскажите про вашу организацию «Талышская Диаспора», какие цели, перспективы?

О варварском отношении к заключенному талышскому активисту в Баку

Наша организация создана в 2008 году в Москве на основании решения конференции талышских активистов, проживающих в России. Это решение было обусловлено исторической необходимостью в судьбе талышского народа и соответствовало современным вызовам, которые предстояли перед талышским народом. Естественно, мы во главу угла ставим не только сохранение и развитие культуры нашего народа, но и многие политические задачи, без которых дальше продвигаться нам невозможно.

В последнее время нацменьшинства Азербайджанской республики стали объектом повышенного внимания СМИ. О них, и прежде всего о талышах, много пишут и говорят. В чем причина? Неужели межнациональные отношения в республике так накалены?

Это естественно. В последнее время, талышские активисты и мы все вместе, жестко поставили вопрос прав талышского народа в Азербайджане ребром. Потому что, как мы наблюдаем, в Азербайджане на официальном уровне в открытую ведется политика пантюркизма и совершается дискриминация прав талышского народа. Притом, это касается всех сфер, как экономики, так и гуманитарной сферы, вычеркивается история талышского народа, подменяются культура и ценности нашего народа, талышей вытесняют из государственных постов и т.д. Все эти проблемы, талыши год за годом стали острее чувствовать. Поэтому нам пришлось на всех доступных нам площадках высказываться о наших проблемах и рассказывать о существовании нашего народа по всему миру. Это дает результаты, кстати, повышенное внимание со стороны азербайджанских СМИ — тоже есть результат нашей деятельности.

В различное время в СМИ появляется информация о реальной численности талышей в Азербайджане: начиная от 250-300 тысяч, до 25%-30% процентов населения, как вы это прокомментируете? Есть ли точные данные?

По последней переписи 2009 года, проведенной в Азербайджанской республике, численность талышей указана в 112 тыс. человек. Однако, еще по семейным спискам XIX века только в Ленкоранском уезде проживало более 100 тыс. талышей. По самым скромным подсчетам только в Баку и Сумгаите численность талышей превышает 300 тыс. человек. Поэтому, реальная численность талышей только в Азербайджане составляет не менее 2 миллионов человек, что действительно составляет значительный процент населения республики.

Какие государства, формы самоуправления и т.д. были у талышей начиная с древних времен, до нынешнее время?

Древние государственные образования на территории исторического Азербайджана – Манна, Мидия, Атропатена принадлежали нашим предкам,

Азербайджан — тюрьма народов!

различным мидийским и маннейским племенам – каспиям, кадусиям, дейлемитам, гелам, атропатенцам. В Новое время только в XVIII веке талыши заявили о своем государственном образовании – Талышском ханстве, имеющем все атрибуты государственной власти. По Тюркменчайскому мирному договору 1828 года Талышское ханство навеки вошло в состав России. Дальнейшая судьба талышей вам хорошо известна – в 1918 году была провозглашена Муганская Советская республика. Однако, воспользовавшись тяжелым положением молодой Советской России, турки с помощью своих зарубежных сателлитов, безжалостно расправились с первой на Востоке молодой советской республикой. В 1993 году была провозглашена Талыш-Муганская автономная республика в составе Азербайджана, которая, увы, просуществовала недолго.

Насколько мне известно, в 1930-х гг. талыши перешли на кириллицу. Затем им «порекомендовали» ассимилироваться с азербайджанцами, то есть стать тюркским народом. Кажется, после этого они оказались вне списка народов СССР, хотя и были четвертым по численности народом Закавказья. Это ущемление не прошло даром, в 1933 году талыши предприняли попытку организовать Талыш-Муганскую республику из семи районов. Почему попытка не увенчалась успехом?

Как вы знаете, именно на 20-30 годы приходится расцвет талышской культуры. В этот период на талышский язык были переведены сочинения основоположников марксизма, манифест Коммунистической партии, произведения классикой мировой литературы. Большую роль в этом деле сыграли талышские интеллектуалы – З. Ахмедзаде и М. Насирли. Однако вскоре страна взяла курс на создание новой исторической общности людей – Советского народа. А к этому можно было идти только через укрупнение наций, что и было сделано — талышей и остальные народы Азербайджана записали в «азербайджанцев» — искусственно созданный конгломерат народов. Интересно, что само тюркское население республики называло себя «мусульманами», а свой язык «мусульманским».

И потом, уже после распада СССР, снова была предпринята попытка создания Талыш-Муганской республики. Можно ли сказать, что критическая масса, которая считается движущей силой любого протеста за период ассимиляции испарилась. Или причины в другом?

Причины, разумеется, в другом. В начале 90-х гг., после распада СССР, который действительно представлял собой крупнейшую геополитическую катастрофу в истории человечества, сложилась крайне неудачная геополитическая ситуация для талышей. Западные страны, прежде всего, США, Великобритания, Франция, а также Турция были крайне заинтересованы в закачке бакинской нефти, вынашивали грандиозные планы по созданию нефтепроводов и газопроводов, созданию крупных консорциумов. Им нужен был постоянный, стабильный Азербайджан. К тому же бакинские власти талышей называли сторонниками Ирана, что никак не добавляло к ним симпатий. Большие деньги текли в карманы различных международных миссий – от правозащитных до экологических, что привело к полной изоляции талышей на международной арене. Сейчас ситуация совсем иная.

Каким вы видите настоящее и будущее талышей, какие для этого делаются практические шаги?

В настоящее время наблюдается невиданный рост национального самосознания талышского народа. Талыши как в Азербайджане, так и за его пределами, живо интересуются своими корнями, обычаями и традицией. Их воодушевляет то, настоящую истину о выдающихся талышах властям Азербайджана не удалось скрыть – Заратустра, Атропат, Бабек, Дада Хан Талыш, Мир Мустафа Хан, Мир Гасан Хан, Ази Асланов и десятки других полководцев, ученых, поэтов, генералов принадлежали нашему народу. И в свете этого будущее талышского народа мне видится в радужном свете. Я верю в счастливое будущее моего народа, в его огромную волю к свободе! Да здравствует Талышский народ!

Продолжение следует…

Добавить комментарий