The Metropolitan Museum of Art. Армения! В тени горы Арарат

В первые десятилетия тринадцатого века, бенедиктинский монах Мэтью (Матвей) из Парижа общался с широким кругом иностранных путешественников и сановников, которые проходили через английское аббатство Сент-Олбанс, где он жил и работал. И на основании их устных рассказов, он написал историю и начертил карту (см ниже), начиная с древних времен до 1253г.

Карта Святой Земли с Арменией, ок. 1240-1253. Автор: Матвей Парижский (англ., 1200-1259). Сделано в Сент-Олбансе, Англия. Непрозрачная акварель и чернила на пергаменте; 151 фолиант, 14 1/4 x 9 3/4 дюйма (36,2 x 24,8 см). Библиотека Паркера, Колледж Корпус-Кристи, Кембриджский университет, Соединенное Королевство

Одна из глав его «Хроники мировой истории» (или «Хроника майор», ее латинское название) содержит вышестоящую карту Святой Земли, которая особенно интересна тем, что показывает географическое и символическое положение Армении в средневековый период. На легенде карты он сделал примечательное обозначение высоких гор с ковчегом.

Тут фрагмент карты, под рисунком горы с двумя пиками Парижский написал Мontes Armeniae altissimi («самые высокие горы Армении»)

Но что происходит с лодкой на вершине горы? Здесь нам нужен текст «Хроники». По словам автора, группа армян, посетивших Сент-Олбанс в 1252 году, описала свою Родину как:

«на расстоянии тридцати дней пути от Иерусалима, Ковчег Ноя, который стоит на вершинах двух очень высоких гор, охраняемый ядовитыми змеями и драконами».

Глядя на рисунок, мы можем представить, что армянские путешественники тринадцатого века с точностью описали вид горы Арарат английскому монаху, который затем изобразил Ковчег на двух вершинах.
Для этих средневековых путешественников далеких краев, гора Арарат была гораздо больше, чем географический объект в ландшафте своей родины. Это также главный символ их происхождения. Гора Арарат была связана с Ноевым Ковчегом со времен Книги Бытия (Бытие 8: 4). Святая гора доказывает происхождение армян, как людей с ковчега, которая трансформировалась в традицию к пятому веку, когда историк Мовсес Хоренаци описал армян как потомков Айка, предком которого был Ной.

Рисунок Матвея также ссылается на важное стратегическое расположение Армении между Востоком и Западом. Карта ориентирована на вершину — на восток, посему Армения замыкает самый восточный край известного мира, подтверждая тезис Матвея Парижского о том, что владения армян распространялись до Индии.

Карта Святой Земли с Арменией (детализированный фрагмент)

Занимая горную зону между Черным и Каспийским морями, Армения также имела влияние и контроль над главными торговыми путями, традиционно называемые Шелковыми (или Шелковым) важность которых отмечена на карте там, где вооруженный охранник с верблюдом (выше).

Армяне повсюду находили общий язык, даже несмотря на разность религий секрет которого, может быть таится в их раннем принятии христианства в качестве государственной религии. История их обращения в христианство — это потрясающая тема, которая на протяжении веков всегда была в центре внимания разных летописцев и историков.

История принятия христианства начинается в начале четвертого века нашей эры, когда Григорий Просветитель обратил армянского царя Тиридата Великого (287 г. — 300 г.р.) и его народ в христианство. Армения — первое христианское государство.

Четырехсторонняя стела, IV-V в. Армении. Сделано около Ванка «Хараба». Туф, 69 6.8 x 15 3/4 x 15 3/4 дюйма (177 x 40 x 40 см, вес 992,1 фунта (450 кг). Музей истории Армении, Ереван (830)

Эти стелы, одни из ранних сохранившихся произведений армянского христианского искусства. Они изображают Святого Григория Просветителя (слева). С одной стороны (справа вверху) он рядом с животным в придворной одежде, которое, скорее всего, является аллегорией короля Тиридата. То есть король изображен с головой животного, что означает, что он впал в безумие, когда поглощенный любовью, убил прекрасную молодую монахиню Рипсимэ. Вызванный из тюрьмы Григорий Просветитель вылечил царя от болезни, что заставило Тиридата признать и уверовать в могущество христианства.

Принятие Тиридатом христианства в качестве государственной религии армянского народа и христианское государство в начале четвертого века опередило официальному принятию христианства Римской империей на несколько десятилетий. Новая религия приняла физическую форму с основанием собора Святого Эчмиадзина — духовного центра Армянской церкви. Согласно традиции, Святой Григорий Просветитель основал первую церковь армян в Эчмиадзине — местность , расположенная на равнинах к северу от горы Арарат. Согласно свешенным писаниям, он во сне увидел Иисуса Христа, спускающегося с небес туда, «неся в руке золотой молот».

Алтарь фронтальный, 1741. Армянский. Сделано в Исфахане. Золотая нить, серебряная нить и шелковая нить на шелке, 26 5/8 x 38 3/8 дюйма (67,5 х 97,5 см). Богоматерь Святого Эчмиадзина, Армения (626)

Эта блестяще изображено на вышитом алтарном лобном покрове в Новой Джуге, — в армянской колонии, основанной в персидской столице Исфахане, Шахом Аббасом I (т. 1587-1692), который передал армянским купцам всю торговлю в империи Сефевидов.

На алтаре Иисус Христос появляется из огненного облака вместе с Богом Отцом и Святым Духом. Движением своего молота, он показывает Григорию Просветителю, который стоит ниже одетый в сутану, место основания церкви Эчмиадзин, что переводится как «Единородный Отец [который] спустился [на землю]». Провидческий характер сцены передается ангелом в красном, который направляет взгляд Святого Григория на небеса. На коленях у ног Григория — Тиридат, который носит корону на животной голове .

В последующие столетия армяне, развивали этот особый вид религиозного искусства, основанного на слове Божьем. Используя алфавит, разработанный в начале пятого века ученым и священнослужителем Месропом Маштоцем, армяне преуспели в распространении Священного Писания, в форме священных текстов, из четырех Евангелий. Эти поразительно оригинальные книги, яркий пример особенности армянского художественного творчества; с религиозными персонажами, сочетающими сложившиеся традиции с наследим из других культур и уникальные видения их создателей.

Слева: вторая книга Евангелия принца Васака, 1268-1285. Армении. Сделано в Киликии. Чернило, темпера и золото на пергаменте; 323 фолио, 10 1/4 x 7 7/8 дюймов (26 × 20 см). Армянская патриархия Иерусалима (мс 2568/13). Справа: Евангелие, 1615. Армянский. Сделано в Исфахане. Темпера, золото и чернило на бумаге; 246 фолио, 9 1/8 x 6 3/4 дюйма (23 x 17,1 см). Музей Дж. Поля Гетти, Лос-Анджелес (MS Ludwig II.7)

Обработанные выразительными цифрами, яркими цветами и анимированными буквами, эти рукописи представляют собой один из самых образных визуальных представлений о христианской вере, созданные в средневековый период. То, что делает эти иллюстрации христианской веры особо ценными, так это различные способы, которыми армянские летописцы, иллюстраторы и создатели манускриптов показали отношения к вере своего народа на перекрестке разных цивилизаций.

В армянских рукописях тринадцатого века Киликийского королевства (основанного вдоль горного юго-восточного побережья современной Турции), мотивы западного искусства становятся все более очевидными, так как францисканские и доминиканские монахи установили тесные контакты с армянскими королевскими семьями. А создатели манускриптов и иллюстраторы семнадцатого века, работающие в Новой Джулге, сохранили отличительную палитру и формат армянских книг Евангелия, но творчески использовали декоративные и выразительные мотивы из персидских декоративных традиций.

Армения! показывает увлекательное видение людей, передающих свое представление о сложном мире. Находясь под властью Римской, Византийской и Османской империй на западе, и Персидской, Парфянской, Сасанидской и Сефевидской империй на востоке, армяне выстояли и развили замечательную, своеобразную, если можно так сказать «визуальную культуру христианства».

Из тени горы Арарат, их исторической родины, армяне внесли свою уникальную лепту в мир, развивая и адаптируя свои художественные традиции.

Подготовил Арарат Петросян

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: