Последствия царского указа 1891 года о выселении евреев из Москвы

Портрет Александра III

Правительства многих европейских государств принимали антиеврейские законы, и Россия тому не исключение, которая стремилась ограничить возможности евреев контролировать экономику страны. Исключение составлял император Александра II, который в период своего правления дал некоторые послабления для людей этой национальности, но уже следующий царь Александр III снова ужесточил законы. Одним из самых неприятных для евреев стал его указ от 1891 года, согласно которому необходимо было выселить евреев из Москвы и Московской губернии. Согласно российскому императору, для этого имелись веские основания.

Либеральная политика императора Александра II дала возможность евреям добровольно выбирать место для проживания, а еврейскому купечеству разрешалось оставаться в городах. Также были расширены их возможности на получение образования, выбор профессии, а на военную службу они могли призываться на общих основаниях.

Это все повлияло на демографическую ситуацию в крупных городах, в частности, в Москве, которая с появлением Санкт-Петербурга утратила статус столицы и перешла в категорию экономических центров. В свою очередь, еврейский люд начал переезжать в Санкт-Петербург в надежде на улучшение своего благосостояния. Согласно статистике того времени, большая часть московских евреев занимались промышленным делом, торговлей и банковскими операциями.

Когда появился царский указ о выселении, почти пятая часть от всех купцов высшей гильдии Москвы являлись евреями. Несмотря на то, что в число евреев в Москве составляло около 3%, большая часть из них жила в своем замкнутом мире. Они практически не сотрудничали с русской культурой и были довольно консервативны. Основным языком для них являлся идиш, а среда культурного общения ограничивалась ближайшей синагогой.

В 1881 году после убийства террористами императора Александра II ситуация стала нетерпимой. В прессе начала распространяться антисемитская пропаганда, где утверждалось, что государя убили евреи. В стране началась волна погромов: толпы людей ходили по городам и избивали евреев, а их дома, мастерские и магазины разоряли и поджигали. Все настолько разразилось, что даже Александр III устроил встречу с делегатами от еврейского сообщества, пытаясь разобраться в ситуации. Но на императора оказывали давление некоторые высшие сановники. Например, министр внутренних дел Игнатьев призывал ужесточить отношение к евреям, обосновывая это тем, что они начинают контролировать экономику стран и подвергают коренное население эксплуатации. Все сказанное царь повторял на своей встрече с делегацией от евреев. В итоге сначала появились «Временные правила», которые убрали все послабления для евреев, введенные Александром II, а затем указ от 1891 года, подразумевавший выселение евреев из Москвы. Появление этого документа связывают с двумя людьми: обер-прокурором Святейшего синода Константином Победоносцевым и московским генерал-губернатором. Эти люди имели собственное и очень категоричное мнение касательно евреев.

Вскоре повеление было подписано царем. Оно гласило, что ремесленникам, механикам и мастерам еврейского происхождения как можно скорее нужно покинуть территорию Москвы и Московской губернии. Для евреев Москвы данное повеление стало настоящей драмой, поскольку повеление было опубликовано в прессе во время празднования Песаха – одного из важнейших еврейских праздников. Выселение начали с нелегалов и мелких ремесленников. А к людям с еврейской внешностью могли прямо на улице подойти полицейские и потребовать разрешающие документы. В случае, если таковых не обнаруживалось, человека помещали в пересыльную тюрьму. А вскоре ужесточились и требования к бывшим солдатам еврейской национальности и к их семьям.

В течение 1891-1893 годов по высочайшему повелению из Москвы выселили около 20 тыс. человек. Больше всех пострадали беднейшие слои населения и иудейская церковь: было закрыто несколько синагог. Высылали также ряд церковных лидеров. Все это сыграло для Москвы положительную роль: cреди оставшихся там людей этой национальности резко вырос процент образованных и состоятельных людей, которые положительно относились к сосуществованию двух культур. Доля мелких ремесленников-евреев сократилась в 1897 до 37,9%, упав более чем в 2 раза от 1891 года, а количество купцов-евреев выросло вчетверо, достигнув 25,6%. В 1897 их уровень среди евреев Москвы составлял уже 1 % против 2% в 1891. Получается, что руководство России, хотя и далеко не самым приемлемым способом, резко увеличило процент высокообразованных евреев, проживавших в Москве. А люди с низким уровнем образования были отправлены на периферию, где они продолжили заниматься своей основной деятельностью.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: